«Новая нефть», «Средство управлением миром», «Будущее нашего мира» — как только в последнее время ни называют гигантские объемы данных, генерируемые отовсюду лавинообразными темпами. Пока у человечества есть надежда, что, если умело их анализировать, можно очень преуспеть в бизнесе или в управлении государством.
Но на каких принципах построить сбор и хранение ценных массивов данных, наладить инструменты недискриминационного доступа к ним, как сделать так, чтобы личные сведения не попадали в руки мошенников и недобросовестных дельцов? На эти вопросы пока нет конкретных ответов.
Наглядный пример разворачивающейся в России нешуточной борьбы за такой не столь значительный на первый взгляд информационный ресурс, как передача данных о состоянии автомобилей, мы наблюдаем сейчас. Битва за информацию, которую все больше автомобилей начинают передавать в окружающую цифровую среду, в последние месяцы разворачивается как минимум с четырех сторон.
С одной стороны, на «автомобильные байты», понятное дело, претендуют сами автопроизводители, которым очень важно получать оперативную информацию о рабочем состоянии того, что они произвели. С другой — не прочь пользоваться данными об автомобилях самый разношерстный бизнес, который, оперативно анализируя передаваемые автомобилем сигналы, может прогнозировать свои будущие продажи масла, автокомпонентов и т. д.
Не хочет упускать из виду автомобильную Big Data и государство, которому важно получать фактуру для анализа, например, той же загрузки дорог и развития дорожной инфраструктуры (ну и сведений об автовладельцах). И всем этим силам оппонирует простой автовладелец, который говорит: «Позвольте, ведь автомобиль — это моя собственность, значит, и генерируемая им информация моя, и я в праве решать, как ею распоряжаться».
Каким образом будет регулироваться сбор информации от автомобилей в России, как и кому будет обеспечиваться доступ к ней, а также фундаментальный вопрос: кому же все-таки должна принадлежать автомобильная информация — все это сейчас бурно обсуждается в России в рамках создания единой платформы «Автодата», отдельный федеральный закон по которой должен быть принят в следующем году.
В связи с этой дискуссией вновь остро встает проблема защиты частной личной жизни. Никого не радует тот факт, что в каждый момент некая система будет знать, где в данный конкретный момент находится ваш автомобиль, а значит, вероятно, и ты сам, когда и где ты парковался, платил или нет и на каких автодорогах штрафы.
Создатели платформы «Автодата» уверяют, что персональные данные будут храниться на серверах в обезличенном виде, ничто не угрожает неприкосновенности частной жизни, все будет в рамках закона. Но как этому верить, если в России хотя и есть отдельный закон о защите персональных данных, но до сих пор юристы затрудняются дать точное правовое определение, что считать частной информацией. И несмотря на громкие скандалы с утечкой персональных данных, за последний год никто не был приговорен к реальным тюремным срокам. А максимальные штрафы для юридических лиц за такое преступление — это смехотворные для крупных компаний сто тысяч рублей, при том что в ЕС штраф за такое нарушение может исчисляться сотнями миллионов евро.
В отношении автомобильных данных разработчики новой платформы впервые предлагают платить людям за передачу информации о своих машинах. Пожалуй, это хороший жест уважения к тому, что информация о человеке и о том, чем он пользуется, имеет большое значение. Теперь остается сделать так, чтобы байты и биты информационного поля стали не разрушающей для рядового потребителей силой, а приносили бы ему ощутимую пользу, комфорт и защищенность.