Накануне празднования 30-й годовщины независимости Украины в Киеве прошел саммит «Крымская платформа». По задумке украинских властей, он должен был стать «международным координационным механизмом возвращения вопроса Крыма в повестку дня, защиты прав человека в Крыму и содействия деоккупации полуострова». Близость мероприятия к круглой дате обретения независимости была призвана привлечь как можно больше иностранных гостей самого высокого ранга. В мае этого года президент Украины Владимир Зеленский заявил, что пригласил на «Крымскую платформу» американского президента Джо Байдена и вице-президента Камалу Харрис. Очевидно, киевские власти не были уверены в том, что Байден посетит мероприятие, и дали понять: они не обидятся, если на него прибудет вице-президент. Но первые лица США отказались от приглашения, а главу внешнеполитического ведомства Зеленский, не привыкший размениваться по мелочам, не пригласил. США представляла министр энергетики Дженнифер Грэнхолм. Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель, побывавшая в Киеве 22 августа, не захотела задержаться на день ради «Крымской платформы». Она заявила, что министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас также не сможет посетить платформу и его отсутствие не связано с российско-германскими отношениями, а объясняется тем, что тот занят Афганистаном. При этом Меркель призвала не расстраиваться, поскольку заменивший главу МИД Германии министр экономики и энергетики Петер Альтмайер имеет такой же ранг (министра).
В итоге в «Крымской платформе» участвовали представители 46 стран, большинство были министрами (Италия прислала замминистра иностранных дел) или даже послами. Положение спасали как могли маленькие, но очень гордые страны, представленные президентами и премьер-министрами: Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Словакия, Словения, Венгрия, Финляндия и Швеция (имеющая исторический опыт участия в российско-украинских отношениях). Попытка создать площадку, на которой соберутся ведущие мировые игроки обсуждать «вопрос возвращения Крыма», явно провалилась. Позиция стран, имеющих вес в мире, предельно понятна: формально они не признают вхождение Крыма в состав России, но воспринимают этот факт как объективную реальность.
Двадцатого августа правительство РФ расширило санкционный список в отношении граждан Украины, внеся в него 73 человека. Среди прочих санкции были введены против министра иностранных дел Украины и по совместительству председателя оргкомитета «Крымской платформы» Дмитрия Кулебы. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал мероприятие антироссийским и чрезвычайно недружественным.
Задумывая этот форум, украинские власти вряд ли ставили перед собой конечной целью возвратить полуостров в состав Украины. Задачей максимум было вернуть этот вопрос в международную повестку дня и позже обменять снятие его с повестки на что-то полезное. Президент Украины не разбирается (или делает такой вид) в хитросплетении российско-украинских отношений, постоянно требует новых уступок и не выполняет взятые на себя обязательства. «Крымская платформа» стала очередным звеном в игре Зеленского на обострение, которая уже давно загнала в тупик отношения Украины и России.