О перспективах и сдерживающих факторах угледобычи рассказывает председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева
Цены на уголь на мировых рынках бьют рекорды, даже энергетический уголь, долгое время стоивший 50‒70 долларов за тонну, уходит по 150 долларов на ура. Такого затяжного ралли угольщики ждали несколько лет.
Крупнейший инвестиционный проект в угольной отрасли реализует компания «Колмар» — три шахты по добыче коксующегося угля в Якутии. Завершение этих проектов введет «Колмар» в пятерку крупнейших угледобытчиков страны.
О перспективах и сдерживающих факторах «Эксперт» поговорил с председателем совета директоров АО «Колмар Груп» Анной Цивилевой.
— На рынке угля сложилась высокая конъюнктура. Куда идут основные отгрузки компании «Колмар»?
— Цены на уголь достаточно высокие и продолжают расти. В этих условиях наша задача — произвести и отгрузить максимально возможный объем продукции. Основные направления отгрузок — Китай, Япония, кроме того, уголь отгружается в Малайзию, Вьетнам.
Стратегическое преимущество компании «Колмар» — географическое расположение добывающих предприятий, на коротком транспортном плече от морских портов Дальневосточного бассейна. Это дает прямой выход на транспортные потоки в страны АТР.
Сегодня группа компаний «Колмар» образует единую цепочку производства угольного концентрата на Дальнем Востоке — от разведки, добычи и обогащения до отгрузки потребителям.
Потребители коксующихся углей «Колмара» — крупнейшие металлургические предприятия, такие как JFE, Nippon Steel, Kobe Steel, POSCO, Bao Steel, Shenglong Metallurgy. Мы работаем и по длинным контрактам с формулой цены, и на спотовых объемах, чтобы поймать и зафиксировать растущие цены на уголь.
— Большая проблема Дальнего Востока — инфраструктура. Вам хватает мощностей железных дорог?
— Сегодня железные дороги — основной сдерживающий фактор при отгрузке угля в страны АТР. Это проблема всего Дальнего Востока и Южной Якутии в частности. Мощности железных дорог не обеспечивают потребности, наблюдаются сбои в подаче порожних полувагонов, вагонов с материалами и оборудованием, а также своевременной отправке груженых маршрутов. Ситуация регулярно отягощается северным завозом.
С учетом развития месторождений других угледобывающих предприятий эта проблема обостряется. Необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру, чтобы горнодобывающие компании могли пользоваться сложившейся ценовой конъюнктурой.
— У компании «Колмар» большие планы развития. Сможете ли вывезти все прогнозируемые объемы?
— Предприятия «Колмара» находятся в Южной Якутии, географически мы гораздо ближе к портовой инфраструктуре чем, например, Кузбасс. Есть лимитирующий участок железной дороги Беркакит — Тында, но его реконструкцию планируется завершить в декабре 2021 года, поэтому мы считаем, что все произведенные объемы вывезем.
Кроме того, сейчас идет активная реконструкция БАМа, с поквартальным графиком. Всего в проекте 21 контрольный участок. Для каждого из них определены целевые значения пропускной способности: по станциям, перегонам и тяговому электроснабжению.
Мы надеемся на своевременную модернизацию БАМа. Это значительно снизит недостаток железнодорожной инфраструктуры.
Угольные проекты Дальнего Востока одни из самых динамично развивающихся. Важно, чтобы железные дороги развивались с учетом реализации новых проектов в регионе.
— У компании «Колмар» обширная инвестиционная программа. Ускорят ли высокие цены на уголь ее реализацию?
— «Колмар» не остановил реализацию инвестиционной программы даже во время резкого снижения цен на уголь, вызванного пандемией. Высокие цены на уголь создают благоприятные условия для завершения начатых проектов. Запуск этих объектов значительно улучшит социально-экономическую обстановку в регионе: повысит уровень налоговых отчислений, создаст рабочие места и снизить уровень безработицы.
Кроме того, «Колмар» ведет активную социальную политику, участвует в благотворительности, поддерживает образовательные учреждения, ведет активную политику защиты окружающей среды.
— Компания возводит терминал в Ванинском порту. Что даст строительство этого терминала?
— В 2020 году запущена первая очередь терминала АО «Ванинотрансуголь» мощностью 12 миллионов тонн, принято решение о строительстве второй очереди еще на 12 миллионов тонн.
Через терминал «Ванинотрансуголь» происходит отгрузка дальним потребителям в Индию, Бразилию, на перспективный рынок в Африку, где начато строительство металлургических комбинатов. Терминал — один из самых современных и производительных, оснащен высокотехнологичным оборудованием и лучшими технологиями подавления угольной пыли.
С момента запуска достигнуты ощутимые результаты. Первое судно дедвейтом 45 тысяч тонн было загружено и отправлено в Китай в июле 2020 года, а уже через год терминал принял под обработку суда дедвейтом выше 170 тысяч тонн. Сегодня терминал вышел на проектную мощность — 12 миллионов тонн в год.