Кризис нехватки электронных чипов докатился до российского автопрома: крупнейший отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ с начала прошлой недели (с понедельника 23 августа) полностью остановил все три конвейерные линии своего основного завода в Тольятти из-за перебоев с поставками электронных компонентов Bosch. Частично АвтоВАЗ планирует возобновить производство на этой неделе, 2–3 сентября, запустив линию сборки моделей Lada Granta и Niva. Однако конвейеры, где производят модели Lada ХRay, Largus, а также Renault Logan и Sandero, из-за нехватки чипов останутся обездвиженными еще как минимум неделю. Руководство автогиганта говорит, что в связи с производственными перебоями сентябрь будет сложным месяцем для продаж Lada, и прогнозирует дефицит своих машин на рынке.
Другие российские автозаводы пока продолжают работать без столь серьезных сбоев, однако в связи со сложившейся ситуацией регулятор до конца года разрешил временно выпускать автомобили без оснащения их модулями ЭРА-ГЛОНАСС (такие системы, которые в обязательном порядке должны устанавливаться на все продаваемые в России автомобили с 2017 года, автоматически сообщают о ДТП, а в случае аварии передают экстренным службам точные координаты автомобиля). Исключение касается автомобилей, перевозящих опасные грузы, а также детей. Впрочем, автопроизводителям вменено в обязанность в рамках отзывных кампаний позже, до 30 июня 2022 года, дооснастить попавшие под «амнистию» автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС.
Согласно свежему исследованию Boston Consulting Group (BCG), в текущем году из-за дефицита полупроводников в мире в общей сложности не выпустят от 7 до 9 млн автомобилей. По оценкам аналитиков, в первом квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн единиц, во втором квартале — 2,6 млн. В третьем и четвертом кварталах, по прогнозам BCG, падение составит от 3 до 5 млн единиц в зависимости от сценария развития рынка.
В BCG напоминают, что дефицит микросхем возник еще до пандемии и усилился из-за роста спроса со стороны производителей других товаров (прежде всего бытовой электроники), а также в результате влияния неблагоприятных погодных условий на цепочки поставок (ледяной шторм в Техасе) и других форс-мажорных событий (пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии). «Поставки микросхем постепенно возобновляются, однако пандемия продолжает вносить корректировки. В частности, более активное восстановление производства в третьем квартале не происходит из-за вспышки штамма дельта. Таким образом, мы ожидаем, что предложение предложения микрочипов повысится до уровня, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года. Данная ситуация может негативно сказаться на планах развития электротранспорта, который в большей степени зависит от электронных компонентов, чем традиционные автомобили. Мы также видим, что производители других компонентов начинают задумываться о корректировке объема производства ввиду вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии. Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится опасность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок», — говорит Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ, руководитель направления автомобилестроения.
По оценкам BCG, из-за нехватки чипов наиболее существенные потери производства в первые полгода 2021-го понесли Ford (падение более 700 тыс. штук), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и другие; почти 600 тыс. штук) и Renault-Nissan-Mitsubishi (более 415 тыс. штук). Сейчас автомобильная промышленность постепенно наращивает бронирование мощностей по производству микросхем, однако аналитики предупреждают, что в четвертом квартале ожидается высокий спрос на микросхемы от других индустрий, обусловленный ожидаемым ростом продаж бытовой электроники в связи с началом учебного года и новогодними праздниками, а это снова увеличит дефицит чипов.