Новая волна коронавируса в развитых странах показала, что массовая вакцинация не приведет к немедленному окончанию пандемии. Скорее всего, коронавирус с нами надолго, если не навсегда.
Это плохая новость: вирус убил уже четыре с половиной миллиона человек на планете и продолжает убивать. В России рекордные показатели официальной смертности, а избыточная смертность по итогам года покажет еще большие потери. Но в осознании реальности есть свой плюс. Пандемия, может быть, перестанет быть ключевой темой и заодно главным инструментом политики. Если это так, есть шанс на более рациональные решения, в том числе направленные на то, чтобы снизить смертность и страдания людей.
С самого начала пандемии политика (как это и принято в политике) приняла черты кампанейщины, в которой, впрочем, была своя логика. Став огромным ударом для мировой экономики, в политику она привнесла смысл, для мировых элит она стала чем-то вроде выхода из самых разных тупиков и неразрешимых проблем. Борьба с пандемией позволила заретушировать разные появления кризиса мирового порядка и мировой экономической системы, а заодно наладить суперсовременные механизмы власти и контроля над населением, некоторые из них никуда не денутся, даже если коронавирус вдруг волшебным образом исчезнет.
Это не значит, что действия властей разных стран были полностью нерациональными. Человечество не знает других мер против глобальных эпидемий, кроме разного рода карантинов, а с относительно недавних пор — вакцинации (из недавних пандемий только против ВИЧ в конце концов была найдена не вакцина, а комбинация противовирусных препаратов). Поэтому в первую очередь политики занялись карантином и гонкой вакцин. И это логично.
Но задним числом мы понимаем, что ряд карантинных мер в первую волну были нерациональны и больше похожи на выстрел в собственные экономки и эксперименты по обузданию граждан. Тогда понять это было трудно, правительства принимали решения из логики «лучше перебдеть, чем недобдеть». Но сейчас столь же жесткие карантинные меры во многих странах не возвращаются, несмотря то что ситуация с заболеваемостью и смертностью сейчас хуже, чем весной прошлого года. Мир выходит из паники и аврала в неудобную реальность.
Но эту реальность неплохо бы знать и изучать, в том числе для того, чтобы принимать рациональные решения о вакцинации: необходимо знать статистику, которая почему-то в России официально не публикуется. Необходимо вместо судорожных мер вложиться в разработки в области диагностики, терапии и профилактики, которые при спокойном размышлении кажутся перспективными.
И перестать держать население в постоянной панике. Жизнь продолжается.