Продолжение интеграции

Долгое время интеграция России и Белоруссии из-за политики Лукашенко была лишь ее имитацией, сопровождаемой просьбами о финансировании
Читать на monocle.ru

Бесконечно долго можно смотреть на огонь, на воду и на процесс интеграции Белоруссии с Россией. Однако сейчас появился шанс, что интеграция, бурно начавшаяся в далеком 1996 году и со временем сошедшая на нет, вновь будет наполнена реальным содержанием. В Кремле состоялись пятые в текущем году переговоры президента России Владимира Путина и президента Белоруссии Александра Лукашенко, после которых лидеры наконец-то решили пообщаться с прессой и рассказать о достигнутых соглашениях. Услышанное оставило двоякое впечатление: с одной стороны, договоренности носят явно прорывной характер, с другой — они пока изложены устно (соглашения еще не опубликованы) и нет гарантии, что Лукашенко в очередной раз не откажется выполнять взятые на себя обязательства.

«В ходе сегодняшних переговоров акцент был сделан на торгово-инвестиционной составляющей российско-белорусских отношений и на вопросах, связанных с интеграцией в рамках Союзного государства. Как вы знаете, правительствами двух стран на протяжении нескольких лет — мы сегодня посчитали: мы активизировали эту работу где-то года три-четыре назад — велась энергичная работа над пакетом документов по дальнейшему углублению интеграционных процессов между Россией и Белоруссией. Речь идет о 28 так называемых союзных программах, которые нацелены на унификацию законодательств России и Белоруссии в различных областях экономики, на выравнивание условий деятельности хозяйствующих субъектов двух стран, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства, формирование и реализацию общей промышленной и сельскохозяйственной политики... Ряд из них направлен на гармонизацию налогового и таможенного законодательств двух наших стран... Также определены общие ориентиры формирования в перспективе единой денежно-кредитной политики, осуществления валютного регулирования, интеграции национальных платежных систем и создания общего платежного пространства в рамках Союзного государства», — сказал Путин на пресс-конференции. Кроме того, президент России заявил, что цена на газ для Белоруссии в 2022 году сохранится на уровне текущего года — 128,5 доллара за тысячу кубометров. А до 1 декабря 2023 года будет подписан документ о создании объединенного рынка газа в рамках Союзного государства, что может означать переход Белоруссии и России на общие цены на газ. Помимо этого предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии. «Живыми» деньгами Минск получит от Москвы до конца этого года около 630 млн долларов. «Подчеркну, что в рамках реализации союзных программ будут выработаны и единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми», — добавил Путин.

В достигнутых договоренностях нет ни слова ни о политической, ни о военной интеграции двух стран — того, чего так упорно избегает Лукашенко. Даже «общие ориентиры формирования в перспективе единой денежно-кредитной политики» не предусматривают перехода к общей валюте, о чем была достигнута договоренность еще в конце прошлого века. «Вопрос всегда у нас упирался в единый эмиссионный центр», — сказал Лукашенко. Объяснил белорусский лидер и причины отсутствия политической интеграции. «В свое время очень серьезно уперлись лбом в некоторые проблемы, в том числе и политического характера, в нашем союзе... С тех пор мы особо не политизировали наши переговоры в этом плане», — заявил он.

Москва не против отложить на время вопросы политической интеграции, сосредоточившись на экономическом сотрудничестве, что сделает политическое сближение неизбежным. «Нужно создавать экономическую базу, как я уже сказал, фундамент наших отношений, а все остальное — это политическая надстройка, как еще говорили в прежние времена. Поэтому мы сделаем то, о чем сейчас договорились, тогда можно будет сказать, что мы будем готовы и к следующим шагам. Но это уже дело будущего, надо будет смотреть. Ситуация-то ведь меняется, и меняется очень быстро», — сказал Путин.

Впрочем, четвертьвековой опыт выстраивания общего с Белоруссией государства свидетельствует о том, что Лукашенко легко заключает любые договоренности, с радостью принимает от России экономическую помощь (в отдельные годы до четверти белорусского ВВП), а затем попросту отказывается выполнять взятые на себя обязательства. Договор о создании Союзного государства 1997 года помимо создания единого экономического пространства предусматривал также проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны и формирование единой правовой системы. Годом ранее, в апреле 1996-го, был подписан первый интеграционный документ — Договор о создании сообщества Беларуси и России. В июне 1996 года в России должны были пройти президентские выборы, а рейтинг действующего президента Бориса Ельцина на старте избирательной кампании был немного выше статистической погрешности. Часть избирателей не могла простить Ельцину развал СССР, а интеграционные процессы с Белоруссией призваны были изменить их отношение к действующему главе государства. Искренне хотел объединения и Лукашенко: он тогда был одним из наиболее популярных в России политиков, а интеграция давала ему шанс стать лидером Союзного государства. Но после 2000 года, когда он осознал, что сбыться этим смелым мечтам не суждено, интеграция превратилась в ее имитацию, сопровождаемую просьбами о финансировании.

Прошлогодний политический кризис в Белоруссии и жесткая политическая конфронтация с Западом не заставили Лукашенко изменить свою позицию. Заставят ли его изменить прежнюю политику новые соглашения — открытый вопрос. Но, как точно заметил Путин, «ситуация-то ведь меняется, и меняется очень быстро».