Осколки Британской империи, США, Великобритания и Австралия, объявили о создании нового блока под названием AUKUS (аббревиатура из первых букв названий государств-участников). Объявление было обставлено помпезно: хотя лидеры стран общались по видеосвязи, каждый из них стоял за трибуной с национальным гербом и на фоне государственных флагов стран-участниц. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон охарактеризовал AUKUS как «новое усиленное трехстороннее партнерство в области безопасности… в котором наши технологии, наши ученые, наша промышленность, наши силы обороны работают вместе, чтобы создать безопасный регион, что в конечном счете принесет пользу всем». «Наш мир становится более сложным, особенно в нашем Индо-Тихоокеанском регионе», — сказал он. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон обозначил цель союза как «новое трехстороннее оборонное партнерство… с целью совместной работы над сохранением безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе». Самым ярким стало выступление президента США Джо Байдена, забывшего, как зовут австралийского премьера. «Спасибо, Борис. И я хочу поблагодарить того парня внизу» — с этих слов начал свое выступление Байден. Тут не поспоришь: Австралия действительно находится внизу, если смотреть на нее сверху вниз. Вспомнив, как их страны плечом к плечу сражались на фронтах Первой и Второй мировых войн, на войне в Корее и во время незаконной интервенции в Ирак (которую Байден поэтично назвал «палящей жарой Персидского залива»), президент США явно пытался настроить союзников на продолжение этой славной традиции. Что касается целей блока, то глава Белого дома описал их как «еще один исторический шаг к углублению и формализации сотрудничества между тремя нашими странами, потому что все мы признаем императив обеспечения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе в долгосрочной перспективе».
Кроме общих фраз о борьбе за мир и воспоминаний об общем героическом прошлом было принято решение передать Австралии технологии для создания как минимум восьми атомных подводных лодок. Стороны подчеркнули, что речь не идет о передаче ядерного оружия, «атомным» на подлодках будет только двигатель. Первой жертвой этого решения стала страна, имеющая с середины XX века мало отношения к Индо-Тихоокеанском региону. Ранее Франция подписала с Австралией контракт на поставку 12 подводных лодок с обычными двигателями на сумму 56 млрд евро, а после обещания получить американские и британские технологии атомных субмарин Канберра заявила Парижу, что разрывает соглашение. Что больше расстроило французских политиков — потеря денег или пощечина, нанесенная австралийцами с подачи американцев, доподлинно неизвестно, но официальный Париж метал громы и молнии. «Это просто удар в спину. Это разрушение доверия, и я очень разгневан», — заявил министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. Он добавил, что это «поступок в стиле Трампа» и «так не поступают с союзниками».
Еще острее отреагировал на создание AUKUS Пекин. Хотя ни один из лидеров стран-участниц ни словом ни обмолвился о Китае, местные власти быстро сообразили, кто, по мнению союзников, мутит воду в Индо-Тихоокеанском регионе. «Действия США и Великобритании, экспортирующих секретные технологии для атомных подлодок, вновь демонстрируют двойные стандарты и доказывают, что они используют такой экспорт как инструмент для геополитических игр… Этим странам следует отказаться от мышления времен холодной войны, а также от узколобых геополитических концепций, начать уважать волю народов стран региона и делать больше для содействия региональному миру, стабильности и развитию. В противном случае они только навредят своим собственным интересам», — заявил пресс-секретарь МИД КНР Чжао Лицзянь. Бросается в глаза, что в своем спиче представитель китайского внешнеполитического ведомства с трудом (и не всегда успешно) удерживался от угроз и перехода на личные оскорбления в адрес участников AUKUS.
Объявлению о создании AUKUS предшествовал полуторачасовой телефонный разговор Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином. Financial Times сообщила об отказе Си от предложения Байдена провести личную встречу. Хотя Байден и опроверг эту информацию, но глубокий кризис в американо-китайских отношениях налицо. В США (вне зависимости от личности главы Белого дома) явно сложился консенсус относительно необходимости принять срочные меры по сдерживанию Китая. Пекин проявляет упорство, отказываясь заниматься «самосдерживанием», что заставляет Вашингтон продолжать кропотливую работу по созданию антикитайской коалиции.
Еще 19 февраля Байден, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, призвал союзников готовиться к длительному противостоянию с Китаем. «Мы должны вести стратегическую конкурентную борьбу с Китаем. Азия, Европа, Соединенные Штаты должны защищать наши общие ценности… Конкурентная борьба с Китаем будет жесткой», — сказал Байден. По сообщению CNN со ссылкой на высокопоставленного чиновника Белого дома, 12 июня на саммите G7 лидер США потребовал скоординированных действий по сдерживанию Китая, однако натолкнулся на возражения. По словам источника CNN, к позиции Байдена присоединились премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, премьер-министр Канады Джастин Трюдо и президент Франции Эммануэль Макрон, а канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Италии Марио Драги настаивали на сохранении сотрудничества с Китаем. Странно было бы предположить, что США не предложили своим единомышленника по G7, например Канаде и Франции, вступить в антикитайский военный альянс. Вероятнее всего, Париж и Оттава предпочли воздержаться от предложенной им чести. В таком случае разрыв с Францией контракта на 56 млрд евро — показательная кара за отказ от своих предварительных обязательств.