В Нью-Йорке прошла 76-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная противодействию пандемии коронавируса и вопросам сохранения окружающей среды. Все выступления мировых лидеров на Генассамблее были раскованными и часто носили концептуальный характер. В отличие от пресс-конференций по итогам саммитов, выступление с трибуны ООН выглядело как произвольная программа. Единственными рамками, сдерживающими политических лидеров, были тема сессии и собственные представления о рамках дозволенности. Словно Остап Бендер, прикрывавшийся лозунгами заботы о детях, большинство выступавших с трибуны ООН лидеров упаковывали свои личные пожелания в призывы бороться с COVID-19 и изменениями климата. Отбросив в сторону упаковку и рассматривая выступления по существу, можно констатировать, что претензии США на сохранение мирового лидерства, равно как и попытки Китая потеснить Соединенные Штаты, лишь усиливаются.
Президент США Джо Байден, отдав дань уважения теме коронавируса и изменениям климата, прямо заявил: «Мы находимся на переломном этапе истории. И я здесь сегодня, чтобы поделиться с вами тем, как Соединенные Штаты намерены работать с партнерами и союзниками, чтобы ответить на эти вопросы, и [рассказать] о приверженности моей новой администрации тому, чтобы помочь вести мир к более мирному и процветающему будущему для всех людей». Глава Белого дома тут же оговорился, что его страна не собирается «вести войны прошлого», а направит свои ресурсы на «решение проблем». В качестве примера прошлого он привел «двадцатилетний конфликт в Афганистане», а в качестве примера региона, который имеет наибольшее значение для США, был приведен Индо-Тихоокеанский. Это заявление недвусмысленно прозвучало на фоне недавнего скандального объявления о создании США, Великобританией и Австралией нового военно-политического блока под названием AUKUS, который призван следить за порядком в Индо-Тихоокеанском регионе, а проще говоря, за Китаем. Призывая другие страны к сотрудничеству, Байден сказал, что «фундаментальная истина XXI века в каждой из наших стран и в мировом сообществе заключается в том, что наш собственный успех связан с успехом других». «Но миссия должна быть ясной и достижимой, выполняться с осознанного согласия американского народа и, по возможности, в партнерстве с нашими союзниками. Военная мощь США должна быть нашим крайним средством, а не первым, и ее не следует использовать в качестве ответа на все проблемы, которые мы видим в мире», — сказал президент США. Он заверил, что видит будущее, в котором США будут лидировать. «Мы возглавим все величайшие вызовы нашего времени — от COVID до климата, мира и безопасности, человеческого достоинства и прав человека. Но в одиночку мы не пойдем. Мы будем руководить вместе с нашими союзниками и партнерами и в сотрудничестве со всеми, кто верит, как и мы, что в наших силах противостоять этим вызовам». При этом он подчеркнул, что не стремиться развязать новую холодную войну.
Говоря о помощи бедным странам в борьбе с коронавирусом, Байден заявил, что США выделили на эти цели более 15 млрд долларов. «Мы отправили более 160 миллионов доз вакцины против COVID-19 в другие страны. Это включает 130 миллионов доз из наших собственных запасов и первые транши полумиллиарда доз вакцины Pfizer, которые мы приобрели для пожертвования через COVAX», — сказал он. Кром того, Байден пообещал к 2030 году вдвое сократить выбросы парниковых газов в США по сравнению с уровнем 2005 года, а к 2050 году добиться нулевых выбросов.
Председатель КНР Си Цзиньпин выступил на Генассамблее на день позже Байдена в режиме видеоконференции. Оговорившись в начале своего выступления, что 2021 год для китайского народа — это год столетия Коммунистической партии Китая, он полностью принял заданную международную повестку и даже попытался перехватить инициативу.
«Постараемся к концу года увеличить поставку китайской вакцины за границу до двух миллиардов доз и помимо выделенных нами COVAX ста миллионов долларов США дополнительно предоставим развивающимся странам еще сто миллионов доз вакцин на безвозмездной основе», — сказал Си. Кроме того, Китай не против сокращения выбросов парниковых газов, но здесь его планы скромнее, чем у США. «Китай стремится выйти на пик по углеродным выбросам к 2030 году и достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году», — сказал китайский лидер.
При этом Пекин дал понять, что не намерен останавливать внешнюю экспансию. Си Цзиньпин заявил, что Китай в ближайшие три года дополнительно предоставит международную помощь на сумму три миллиарда долларов «для поддержки развивающихся стран в борьбе с пандемией и восстановления социально-экономического развития». Говоря о международных отношениях и явно обращаясь к США, китайский лидер отметил, что важно вести диалог и сотрудничество на основе равенства и взаимоуважения. Он фактически призвал Вашингтон смириться с возросшей ролью Китая и оставить в покое его регион и резвиться на других «просторах мира». «Успех одной страны не означает поражение другой. Просторы мира достаточно велики, чтобы осуществить совместный прогресс и успешное развитие всех стран», — сказал Си Цзиньпин. А закончил свою речь китайский руководитель слегка измененной фразой Байдена о переломном этапе истории. «Мир в очередной раз стоит на перекрестке истории», — заявил китайский лидер.