После отмены коронавирусных ограничений нелегальный табак продолжает отвоевывать российский рынок. Контрмеры пока лишь тормозят рост. Основных поставщиков контрабанды ничто и никто не тормозит
За ситуацией на российском табачном рынке журнал «Эксперт» пристально следит уже второй год. Результаты исследований нелегальной торговли начинают напоминать сводки с фронта, где бои с переменным успехом выигрывает то та, то другая сторона.
В начале этого года мы подводили итоги 2020-го: тогда, впервые за пять лет, доля нелегальных сигарет на рынке устремилась вниз. По данным Nielsen, к третьему кварталу 2020 года она сократилась с 15,6 до 7%. Основной причиной эксперты называли эпидемию коронавируса и соответствующие ограничения. Границы закрылись, контрабандисты остались без привычных цепочек поставок и сбыта. При этом активизировались правоохранительные органы и была полностью введена система цифровой маркировки табачной продукции, а также принят ряд долгожданных законодательных мер.
Но стоило отменить коронавирусные ограничения, как вместе с восстановлением экономической активности начал расти и нелегальный оборот табака. Сейчас проблема опять обострилась: исследования аналитического агентства TNS Kantar каждый квартал выявляют существенный рост доли теневого рынка. За второй квартал прирост составил около 20% по сравнению с первым. Учитывая ряд громких и успешных операций силовиков это может означать одно: теневые дельцы, хорошо «окопавшиеся» на российском рынке и создав региональные сбытовые цепочки, «пережили» пандемию и вернулись к своей привычной нелегальной деятельности.
Согласно исследованию TNS Kantar, по итогам первого квартала 2021 года доля нелегальных сигарет уже составляла 10,7%, а по итогам второго квартала увеличилась до 12,8%. Лидирует в нелегальном трафике по-прежнему белорусский табак, на который приходится 42% всего теневого рынка.
Впрочем, «контрнаступление» нелегального табака эксперты предрекали еще в прошлом году. Во-первых, исчез упомянутый барьер для роста — коронавирусные ограничения. Во-вторых, появился новый фактор: резкое, на 20%, повышение акцизов на табак в России с 2021 года, которое привело к увеличению ценового разрыва между нелегальными сигаретами и законно произведенной отечественной продукцией.
В-третьих, снижение покупательной способности в России. Пандемия больно ударила по кошельку потребителя.
Если, по данным Росстата, кризис ударил по возможности россиян купить морковь (она подорожала на 30,5%), картофель (27,5%), сахарный песок (26%), подсолнечное масло (15%), то что уж говорить о сигаретах. Ключевое преимущество нелегальных сигарет — их стоимость, которая, как правило, в рознице в два, а то и в три раза ниже, чем у легальной пачки: 50–70 рублей против 120‒130 рублей в среднем за пачку в 2021 году.
Рост нелегального оборота может привести к обострению всех рисков, которые он несет, и в первую очередь это недополучение бюджетом значительных поступлений — по экспертным оценкам, более 100 млрд рублей акцизов и НДС по итогам лишь 2021 года.
Это и вопрос безопасности продукции, которую потребляют жители страны: контрафактные сигареты никто не проверяет на качество и соответствие каким-либо стандартам. А если учесть, что оборот нелегальных сигарет является драйвером подросткового курения, то рост оборота контрафакта и контрабанды становится масштабной социальной проблемой.
Как уже не раз писал «Эксперт», все «точки входа» контрабанды в России известны. По данным TNS Kantar, главным игроком нелегального рынка была и остается продукция из Белоруссии — на нее приходится практически половина поставок нелегального табака в Россию.
Крайне низкая акцизная нагрузка внутри Белоруссии дает контрабандистам возможность получать огромный доход. В отличие от России Белоруссия не спешит повышать ставки акцизов на внутреннем рынке: вместо планировавшегося роста на 25% в 2021 году они увеличились всего на 15%, причем в два этапа: на 10% с 1 января и еще на 5% лишь со второго полугодия 2021 года. В итоге контрабандисты активно эксплуатируют преимущества единого таможенного пространства.
Только за 2019 год потоки нелегальных сигарет из этой страны выросли более чем в полтора раза, а вокруг нелегального табака выстроилась огромная индустрия с производством, организованной логистикой и распространением: складами и выстроенной розницей. По данным того же TNS Kantar, порядка 22% белорусского потока занимают сигареты под брендом «Корона».
Но есть в этом году и новые тенденции. Например, активизировались контрабандисты из Казахстана: исследователи отмечают трехкратный рост поставок, за ними порядка 9,1% черного рынка.
Экспертов также тревожит рост доли поддельных сигарет, то есть за черный рынок ввиду его супермаржинальности в борьбу вступили и предприимчивые соотечественники, производящие нелегальные сигареты в России. По данным TNS Kantar, доля контрафакта выросла на 15% — на такие сигареты сегодня приходится практически треть нелегального рынка.
С 1 июля 2020 года на территории РФ запрещена продажа сигарет без специального цифрового кода, а годом ранее было запрещено производство и ввоз сигарет без такой маркировки. Теперь на каждой пачке есть цифровой код, по которому можно узнать, где и когда она была произведена и какой путь проделала от конвейера до прилавка. Код в формате Data Matrix наносится непосредственно на упаковку товара или на товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.
По данным Минпромторга России, введение маркировки подтолкнуло к выходу из тени 18 табачных производств по всей стране.
Однако система «Честный знак», в которой содержатся данные о цифровых кодах, пока воспринимается многими как важное, но отдельное решение, не вписанное в общую архитектуру государственного регулирования, а не как инструмент для проверок на самом низовом уровне. Для того чтобы ее применение стало максимально эффективным, властям предстоит встроить возможности «Честного знака» в ежедневную работу всех задействованных ведомств.
Если еще год назад проблема нелегальных сигарет особенно остро стояла в приграничных регионах, то сейчас на верхних строчках нашего ренкинга можно встретить и далекие от границы субъекты Центрального и Приволжского федеральных округов. В Костроме, Уфе, Перми, Ярославле доля «серого» табака может достигать 20 и даже 30%.
Раньше такие ситуации были скорее исключением, но сейчас можно говорить об устоявшемся тренде: производители и поставщики нелегальных сигарет научились активно захватывать и удаленные от границы регионы. Наполняя один рынок, нелегальный табак перетекает на другой. И, как показывают тематические круглые столы с представителями ведомств в регионах, даже в случае активной работы полиции не всегда удается справиться с нелегальными сигаретами.
Еще одна заметная тенденция — снижение роста или даже падение доли нелегальных сигарет в регионах, где на протяжении последних лет изымались крупные объемы нелегального табака. Это может означать, что работа полиции имеет накопительный эффект. А значит, есть шанс, что криминальный бизнес начнет снижать обороты там, где риски становятся слишком велики.
Брянская, Смоленская, Воронежская области, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Адыгея — во всех этих регионах фиксируется падение доли нелегального табака. При этом доля изъятой контрабанды почти везде исчисляется миллионами пачек за первую половину года.
В этих регионах правоохранители ведут системную работу, которая и позволяет достигать серьезных результатов. Взаимодействие полиции, Роспотребнадзора, таможни, прокуратуры, а также привлечение Росгвардии, ФСБ и Росфинмониторинга позволяет выявлять крупные партии нелегального табака и пресекать целые каналы.
«Мы сотрудничаем с МВД Брянской области, Брянской таможней, пограничным управлением, которое занимается выявлением данного рода преступлений, и еще с Росфинмониторингом. Материалы проверок или уголовные дела поступают в прокуратуру, и мы наблюдаем за ходом и результатами проведения следственных действий по уголовным делам», — сообщил Кирилл Симонов, прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Брянской области.
Как рассказал Андрей Горшков, начальник 1-го отдела УЭБиПК УМВД России по Костромской области, благодаря системной работе в 2020 году удалось предотвратить запуск производства контрафактных сигарет, а в 2021-м пресечь уже пять каналов поставки контрабанды.
По его словам, «благодаря введению единой минимальной цены стало проще выявлять такие преступления и привлекать к ответственности преступников. Если продолжать дорабатывать нормативную базу, это окажет существенный вклад в борьбу с оборотом нелегальных сигарет в регионе».
Результативность системного подхода заметна не только правоохранителям, но и ритейлерам, отмечает Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли: «Десятки встреч с правоохранителями в разных регионах показали, что, несмотря на объем нелегального табака на местном рынке, усилия правоохранителей действительно влияют на ситуацию. Основательный подход, налаженное взаимодействие с “коллегами по цеху” приводит к тому, что полиция, таможня, Роспотребнадзор не только изымают крупные партии, но и снижают общее количество “серых” сигарет в регионе».
«Эксперт» традиционно изучает данные по регионам, представленные МВД, так как именно на это ведомство приходится основной объем продукции, изымаемой на внутреннем рынке. Отсутствие четкой системы сбора статистики даже по изъятым товарам затрудняет выстраивание тренда. Кроме того, в практике правоохранителей работа по крупным поставкам и перекрытию каналов приоритетна, в результате чего в основе полученных цифр «накрытые» склады или «караваны», перевозящие сотни тысяч или миллионы пачек контрабандных сигарет. Например, в августе под Таганрогом на складе обнаружено 40 тонн нелегального табака. Эту крупную партию довольно сложно перевести в пачки, а значит, учесть в статистике, не имея точной информации.
Всего за восемь месяцев 2021 года, по данным МВД и сообщениям СМИ, было изъято 28‒30 млн пачек нелегальных сигарет. При этом за весь 2020 год «улов» оценили в 35 млн пачек, что говорит о потенциале заметного роста объема конфиската.
Помимо МВД с нелегальным табаком масштабно борются и другие ведомства, в первую очередь таможня и ФСБ. По данным Федеральной таможенной службы, к концу августа ее сотрудники изъяли 12,5 млн пачек. Судя по новостным сообщениям, ФСБ пресекла ввод в оборот еще 6‒8 млн пачек. Таким образом, только три эти ведомства изъяли около 50 млн пачек нелегальных сигарет, не считая результатов работы Роспотребнадзора (но это обычно меньшие объемы).
По оценкам Минфина, в 2020 году количество легальных сигарет составило около 200 млрд штук. При этом доля нелегального рынка составляет 12,8%, по данным TNS Kantar, а это миллиарды пачек. Поэтому, даже несмотря на усилия правоохранительных органов и растущее количество изъятий, они всё еще остаются каплей в море огромного криминального рынка.
В этом году сотрудники правоохранительных органов все чаще стали накрывать целые преступные группы. Так, в Алтайском крае было предварительно расследовано 12 уголовных дел по ст. 171.1 ч. 6 УК РФ «Изготовление неустановленными лицами в целях сбыта немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, в крупном размере, с использованием оборудования для производства и упаковки сигарет». К уголовной ответственности привлекли 30 человек. При этом пять уголовных дел направлены с квалифицирующим признаком «совершено в составе организованной преступной группы», по ним привлечено к ответственности 16 лиц.
А в Татарстане раскрыли банду, которая наладила оптовые поставки нелегальной табачной продукции с помощью Telegram, при этом доставка шла через обычные транспортные компании.
В Брянской области была выявлена межрегиональная преступная группировка, она также орудовала на территории Липецкой области, которая специализировалась на обороте нелегальных сигарет из Белоруссии.
От активизации контрабандистов работы прибавилось правоохранительным органам и другим надзорным ведомствам. Так, по данным ФТС, за первые полгода 2021 года было возбуждено 2500 дел об административных правонарушениях, связанных с перемещением табака и табачной продукции, — это на 30% больше, чем за тот же период прошлого года (1925 дел).
Кроме того, были возбуждены 72 уголовных дела (ст. 194 УК РФ — уклонение от уплаты таможенных платежей, ст. 200.2 «Контрабанда табачных изделий»), на 16% больше, чем годом ранее (62 дела).
Если говорить в целом по стране, то за первое полугодие 2021 года зарегистрировано порядка 1146 преступлений, хотя за весь 2020 год их было около 1700.
В противостоянии российских властей нелегальному табаку, поступающему извне и незаконно производимому внутри, сложно выявить однозначный тренд. Слишком много факторов влияет на ситуацию, так как «табачное подполье» давно стало частью международного теневого рынка сигарет. Однако, оценивая имеющиеся факты, можно прийти лишь к довольно пессимистическому прогнозу.
Меры, которые обсуждаются экспертами и представителями власти, включают в том числе специальные правила перемещения табачной продукции в ЕАЭС — обеспечительные меры, выделенные маршруты для следования грузового транспорта, электронные пломбы, установка радиометок и активизация распространения системы цифровой прослеживаемости за пределы России. Сейчас инициатива обсуждается на уровне ЕЭК, но ее перспективы пока неясны.
Управляют ключевыми каналами поставок нелегального табака в основном крупные криминальные структуры, на частников-«челноков» приходится незначительная доля рынка. Результаты операций силовиков выявили сложные процессы, которыми управляли разгромленные ОПГ. Это финансовые махинации, многоступенчатые логистические цепочки, выстроенные сбытовые сети и проч. Борьбу с таким противником правоохранители смогут вести только объединившись. Ведь без перекрытия каналов не остановить сбыт, без анализа финансовых потоков не выявить организаторов, а без качественно подготовленных материалов будет трудно добиться справедливого привлечения к ответственности.
Это, в свою очередь, требует активизации межведомственной координации во всех без исключения регионах. Текущие успехи полиции и таможни — это удары по вершинам айсберга. Чтобы добраться до его основания, нужна как системная межведомственная, так и межрегиональная работа: как мы писали выше, сбытовые сети могут охватывать сразу несколько областей, причем вовсе не соседних.
В-третьих, требуется принятие дополнительных изменений в законодательство. Например, до сих пор не установлена ответственность за перемещение гражданами по России немаркированной табачной продукции, превышающей установленный законом лимит. То есть сейчас в случае обнаружения более одного блока немаркированных сигарет владелец не несет ответственности. По заявлениям правоохранителей, трудности возникают и при обнаружении хранимой партии — нет основания наказать ее владельца, если не доказана цель сбыта, что очень сложно при отсутствии факта продажи. . В результате каждый регион опирается на свою правоприменительную практику. А тем временем нелегальная торговля только растет.
По словам Василия Груздева, директора по работе с органами государственной власти компании «JTI Россия», «инструментов в российском законодательстве пока недостаточно для блокировки потока нелегальной продукции, и требуются дополнительные меры со стороны государства: введение уголовной ответственности за незаконное перемещение табачной продукции в крупном размере через госграницу РФ, кратное увеличение штрафов за оборот нелегальной продукции и введение обязательной регистрации технологического оборудования для производства табачной продукции. В рамках ЕАЭС необходимо ввести особый порядок перемещения подакцизных товаров»
Проблемой становится и хранение конфискованной продукции в отсутствие нормы об обязательном уничтожении изъятых нелегальных сигарет, о чем говорилось уже не раз. Склады Росимущества забиты конфискатом, их содержание требует заметных расходов, а для хранения табачной продукции даже в статусе «вещественных доказательств» у МВД, Роспотребнадзора и таможни часто нет доступной площади.
Непонятен пока и механизм реализации инициативы об обязательном уничтожении конфискованной продукции. Сейчас мусорные полигоны нередко отказывают МВД в сжигании конфискованного табака. Каким образом будет налажено это взаимодействие — большой вопрос. Все эти проблемы могут привести к тому, что правоохранители не смогут изымать явную контрабанду и контрафакт, потому что места для хранения изъятого табака просто не хватит.
Ощущается и нехватка кадров, рассказывали на круглом столе в «Российской газете», посвященном вопросам противодействия нелегальному рынку сигарет, представители силовых и надзорных ведомств еще в начале года. Нет специалистов по оценке изъятой продукции, экспертов по оценке оборудования, используемого для нелегального производства табачной продукции.
Как мы отмечали выше, за превышение объема немаркированных сигарет, перемещаемых по России физическими лицами, пока не предусмотрено наказание в КоАП, равно как нет наказания и за хранение любого объема нелегальных сигарет. Не приняты пока и нормы об обязательной регистрации основного технологического оборудования для производства табачной продукции, позволяющие контролировать местоположение техники и минимизировать производство нелегальной продукции внутри страны.
Кроме того, понадобится время, чтобы судебная практика стала менее терпимой к табачной контрабанде и производству контрафакта.
Проблема нелегальных сигарет уже давно стала международной, но универсального средства для ее стопроцентного решения пока найти никому не удалось. В целом основной критерий успеха в борьбе с нелегальным табаком — реальное снижение оборота при системном внимании государства к проблеме и выработка эффективных законодательных решений, постоянно отрабатываемых «на земле».