Заместитель председателя правления компании «НоваТЭК» Марк Джетвей был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов на сумму 93 млн долларов. В пятницу суд штата Флорида выпустил его под залог в 80 млн долларов. Назначение столь большой суммы обусловлено тем, что, по мнению прокуратуры, угроза «внушительного тюремного срока по предъявленным обвинениям» дает обвиняемому «мотив… сбежать из Соединенных Штатов», при том что у него есть, полагают они, и такая возможность, напоминая, что с Россией, чье гражданство имеет Марк Джетвей помимо американского (и итальянского), у США нет договора об экстрадиции. Своей вины Марк Джетвей не признал.
Марк Джетвей переехал в Москву из Америки в 1995 году и сделал карьеру в газовой компании «НоваТЭК». На сайте компании указано, что с 2003 по 2014 год он занимал пост главного финансового директора ПАО «НоваТЭК», а с июля 2010 года (и по настоящее время) занимает должность заместителя председателя правления.
«НоваТЭК» более всего известен производством СПГ — сжиженного природного газа. На этом высококонкурентном рынке он противостоит в том числе США, для которых экспорт СПГ в последние годы стал одним из главных направлений развития внешней торговли. Утром в пятницу 24 сентября, после появления информации об аресте одного из топ-менеджеров, падение котировок «НоваТЭКа» превысило 4%, до 1811,2 рубля за штуку. Но днем акции газовой компании отыграли часть падения и в 14:35 стоили 1819,6 рубля (−2,64% к закрытию в четверг).
Обвиняют Джетвея в том, что он якобы предпринимал шаги для сокрытия своего контроля над иностранными счетами и связанными с ними активами (в размере до 93 млн долларов), полученными в качестве компенсации за работу в газовой компании. Он якобы сделал свою тогдашнюю жену, гражданку России, бенефициарным владельцем двух счетов в швейцарских банках. Как говорится в сообщении американского минюста, ему инкриминируется, что в период с 2005 по 2016 год он не раскрывал «свои значительные офшорные активы, не сообщал о существенном доходе в налоговых декларациях, не уплачивал налоги на миллионы долларов и подавал в IRS (Налоговое управление США. — “Эксперт”) ложные декларации о соответствии офшорному законодательству в попытке избежать штрафов и уголовного преследования». Если Марка Джетвея признают виновным по всем обвинениям, ему грозит наказание в виде 20 лет заключения за каждое мошенничество и пять лет заключения за каждое непредставление счета FBAR. Его также ждут пять лет заключения за уклонение от уплаты налогов, пять лет заключения за ложное заявление, три года заключения за каждое содействие в подготовке ложной налоговой декларации и один год тюремного заключения за каждое умышленное непредставление налоговой декларации.
Какие бы фактические обстоятельства ни стояли за делом Марка Джетвея, обращает на себя внимание то, что весной 2021 года стало известно: продажи газа с проекта «Арктик СПГ — 2» компании «НоваТЭК» начнутся уже в 2023 году, а поставки всего объема продукции законтактированы на 20 лет вперед, что создает жесткую конкуренцию СПГ из США. Как утверждали в компании, первая полная отгрузка с завода СПГ (мощностью 900 тыс. тонн в год) «заметно потрясет сланцевую мощь США».
Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние», предполагает, что в США во время допросов высокопоставленного менеджера «НоваТЭКа» попытаются выведать у него стратегические планы развития компании, раскрытие которых нанесло бы достаточно серьезный экономический ущерб нашей стране. Технологию обвинений США использует давно и рассматривает как способ коммерческой разведки, указывает политолог. В каждом уголовном деле, которое заводится против члена правления или топ-менеджера российской компании в Европе или Америке, говорит ведущий юрист компании объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин, всегда есть два варианта интерпретации — конспирологический и фактический. Объединяет в данном случае их то, что Джетвею грозит гораздо больше, чем 20 лет лишения свободы. И вопрос при любом раскладе будет решаться в США — обмен в Россию гражданина США под следствием невозможен. Следовательно, предполагает юрист, Джетвей с большой вероятностью пойдет на сделку в виде снятия обвинений. В обмен на информацию о финансовых операциях как «НоваТЭКа», так и на другую информацию, которая может быть ему известна. Наиболее вероятный вариант развития событий — включение в программу защиты свидетелей.