Новый российско-венгерский долгосрочный договор на поставку газа привел к громкому скандалу между Киевом и Будапештом. «Газпром» подписал с венгерской компанией MVM 15-летний контракт. Венгрия будет получать 4,5 млрд кубометров газа в год, из которых 3,5 млрд — по «Турецкому потоку» через территорию Сербии, а 1 млрд — через Австрию. Таким образом, Украина потеряла статус транзитера газа в Венгрию, и в Киеве началась истерика. Отменено заседание межправительственной украинско-венгерской комиссии по экономическому сотрудничеству под сопредседательством глав МИД двух стран. Украинский МИД выразил разочарование по поводу нового контракта, объяснив это заботой об интересах Венгрии, которая «ставит себя под угрозу полной зависимости от одного маршрута», и назвав сделку «экономически не обоснованным решением, принятым в угоду Кремлю и в ущерб национальным интересам Украины». Еще дальше пошел министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба: выступая на политическом ток-шоу украинского телевидения, он начал угрожать Венгрии. «Мы имеем страну, которая является членом ЕС и членом НАТО, при этом имеет особые отношения с Россией и нанесла удар по украинско-венгерским отношениям, исключив украинский газопровод из схемы поставки газа из России. Это удар, и мы будем отвечать на него соответствующе, потому что здесь не должно быть никакой жалости и никаких сочувствий», — заявил он. У Киева нет рычагов влияния на Венгрию, и никаких «безжалостных ударов» не последовало бы. Тут, скорее, можно говорить о «роли личности в истории». Кулеба очень напоминает экс-президента Украины Виктора Ющенко, тоже не отдававшего себе отчета в том, что говорит и делает. Именно Ющенко Восточная Европа была обязана прекращением поставок российского газа с 7 по 19 января 2009 года. Тогда истек очередной контракт на поставки Украине российского газа, и Ющенко решил, что проще брать его из трубы самовольно, нежели заключать «невыгодное» соглашение.
Киев получил жесткую отповедь от Будапешта. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что страна не нуждается в советах, где и как покупать газ. Еще более откровенен был глава его администрации Гергей Гуйяш, заявивший: «Украина отомстила задолго до газового соглашения с русскими, грубо ограничив использование родного языка венгров в Закарпатье, внеся поправки в закон об образовании, не прислушавшись к международному мнению, поэтому Венгрия продолжит блокировать переговоры о ее вступлении в НАТО».
Недовольство Киева продиктовано не столько обидой из-за упущенной оплаты транзита, сколько опасениями остаться вовсе без российского газа. Формально Украина отказалась его покупать еще в 2015 году, но при этом обманула только себя. Киев по согласованию с рядом восточноевропейских стран отбирает часть законтрактованного ими газа и оформляет его как импорт из этих стран. Но ситуация на европейском рынке газа резко изменилась: в ЕС образовался острый его дефицит, и цена на бирже взлетела до 1200 долларов за тысячу кубов. В такой ситуации трудно будет найти желающих отдавать российский газ (стоящий в четыре-пять раз дешевле) Украине под видом реэкспорта, а отсутствие венгерского транзита лишь ухудшит положение. Если газ на европейской бирже за последние полтора года подорожал в 20 раз, то демагогия Киева подешевела еще сильнее: Будапешт отказался обменивать российский газ на антироссийскую риторику и вряд ли это сделают другие европейские страны.