Девелоперская группа «Самолет» в течение пяти лет потратит восемь миллиардов рублей на цифровизацию бизнеса и покупку IT-проектов. Компания также реализует масштабную программу в области устойчивого развития и социальной ответственности
Группа «Самолет», созданная в 2012 году, — одна из самых быстроразвивающихся девелоперских компаний страны. Ее капитализация за последний год выросла почти в пять раз, до 250 млрд рублей. Сейчас «Самолет» — третий по объемам строительства девелопер России: в стройке находятся проекты площадью более 2,2 млн кв. м. В планах — значительный рост за счет освоения самого большого земельного банка, диверсификации бизнеса и выхода в новые регионы.
Компания активно занимается цифровизацией: объем инвестиций за пять лет должен составить восемь миллиардов рублей. Будучи публичной компанией, «Самолет» реализует многочисленные проекты, связанные с ESG-факторами: экологической, социальной и управленческой ответственностью.
Группа «Самолет» — один из лидеров цифровизации девелоперского бизнеса. Только в штате компании более 250 программистов, которые разрабатывают для компании разнообразные IT-продукты. «Самолет» инвестирует в технологии и стартапы двух видов. Первое — в те проекты, которые повышают эффективность и производительность труда, делая компанию цифровым девелопером. И второе — в сервисы, которые помогают повышать качество жизни людей.
Цель «Самолета» в производстве — оцифровка всех этапов девелоперского проекта. Только за счет применения BIM-технологий (Building Information Model) при проектировании можно существенно сократить срок реализации проекта и снизить его себестоимость. Компания создала свой BIM-стандарт, благодаря которому проектировщики «Самолета» и подрядчики могут говорить на одном языке. Стандартизированы справочники видов работ и материалов, что позволяет в буквально за минуты рассчитать объем работ и примерную стоимость проекта.
Группа «Самолет» не остановилась на информационных технологиях в проектировании и приступила к цифровизации непосредственно строительства. Приложение «СтройКонтроль» помогает контролировать деятельность подрядчиков, позволяет составлять оптимальные алгоритмы выполнения работ на стройплощадке, ускорять процедуры оценки выполненных работ и расчетов с подрядчиками, быстро фиксировать и исправлять дефекты, рейтинговать строительные компании. «В результате автоматизации процессов сроки возведения жилья должны уменьшиться в среднем с 24 до 18 месяцев», — считает первый заместитель гендиректора компании Виталий Руденко.
В 2020 году у компании появился сервис, позволяющий покупать новостройки онлайн. Причем «Самолет» ответил на вызов пандемии и закрытия офисов одним из первых среди застройщиков — уже в апреле‒мае. Сейчас покупатель может заключить цифровую сделку на сайте «Самолета» в течение всего получаса. Запущен сервис цифровой ипотеки, позволяющий подавать онлайн-заявление на получение кредита в несколько банков и выбирать лучшее предложение. Разработан цифровой кабинет для агентов, которые продают квартиры на объектах девелопера, где они могут отслеживать свои сделки.
Один из приоритетов группы «Самолет» — развитие цифровой управляющей компании и цифровой среды в районах. Компания полностью консолидировала в рамках группы платформу «Вместе.ру», которая дает жильцам многочисленные инструменты повышения качества жизни. Приложение позволяет им общаться с управляющей компанией «Самолета», заказывать и оплачивать услуги, использовать системы управления парковками, отслеживать, что происходит в подъезде и во дворе дома, через системы видеонаблюдения. Через приложение можно управлять умным домом и квартирой, дистанционно открывать двери и вызывать лифт, приглашать сантехника или электрика, заказывать дополнительные услуги. Создана и социальная сеть для соседей, с помощью которой можно провести голосование по любому вопросу. В общем, через приложение можно решить множество вопросов, связанных с управлением жилым комплексом и квартирой.
Квартиры в жилых комплексах «Самолета» передаются жильцам не только с отделкой, но и с высокотехнологичной начинкой: с 2021 года в базовое предложение включается система «умный дом». Она дает возможность подключить датчики протечки воды, а также использовать многочисленные дополнительные сервисы — например, управлять со смартфона кондиционерами, светом и другими устройствами, доступом в подъезд и квартиру. Все это можно сделать через одно приложение. В зависимости от запроса есть возможность выбрать и различные платные пакеты системы уже на этапе покупки квартиры.
Группа «Самолет» активно трансформируется, меняется ее бизнес. Если несколько лет назад компания занималась в основном строительством многоквартирных домов в московском регионе, то сейчас она начинает позиционировать себя больше как технологическую платформу для разных видов бизнесов, как цифрового девелопера, который начинает предлагать разные продукты.
В 2020 году группа «Самолет» провела IPO. Публичной компании, чтобы быть привлекательной для инвесторов, сегодня уже недостаточно быть просто публичной и направлять часть прибыли на дивиденды. Все большую роль при оценке инвестиционной привлекательности компании играет ее ответственная политика. В последний год ответственность все чаще оценивается через так называемые ESG-факторы, включающие в себя три направления — Environmental (экология), Social (социальное развитие) и Governance (корпоративное управление). Как отражаются принципы ESG в деятельности группы «Самолет»?
Компания системно работает над повышением энергоэффективности и снижению объемов энергопотребления. При этом в последний год группа также реализовала ряд оригинальных экологических проектов.
Согласно опросам жителей комплексов группы «Самолет», большинству респондентов (89%) интересна тема ответственного потребления. Следуя этому запросу и внутренним стандартам, в жилых комплексах девелопера появились фандоматы для сбора и последующей переработки использованной упаковки из пластика и алюминия. За полгода жители только одного комплекса собрали свыше 28 тыс. бутылок, а по планам в течение года со всех ЖК будет собрано до 100 тыс. килограммов вторичного сырья, или 3,3 млн бутылок и банок.
В 2021 году состоялась первая экоинициатива по сбору вещей на переработку, проведенная совместно с благотворительным фондом «Второе дыхание». На территории жилого комплекса «Томилино Парк» был установлен контейнер, куда жители могут сдать ненужные вещи, чтобы дать им новую жизнь. Вещи в хорошем состоянии передадут малообеспеченным семьям или в благотворительные магазины Charity Shop, а те, что в плохом, отправят на переработку.
Еще одно эконовшество группы «Самолет» — проект по развитию инфраструктуры для электромобилей: в жилом комплексе «Квартал Некрасовка» были установлены две зарядные станции. Пользоваться станциями смогут все москвичи, доступ к ним будет свободным. В ближайшее время планируется установить аналогичные зарядные станции на территории охраняемых паркингов еще четырех жилых комплексов группы «Самолет».
Ряд проектов реализован группой в сфере корпоративной ответственности. Так, одним из ключевых направлений деятельности компании в области развития персонала является непрерывное образование. С 2019 года сотрудникам доступна программа дистанционного обучения на внутрикорпоративном портале, и обучение уже прошли более половины сотрудников компании.
Группа «Самолет» предлагает не только возможности для обучения, но и конкурентоспособные условия оплаты труда, социальный пакет. В 2020 году средняя заработная плата сотрудников выросла на 32% по сравнению с 2019 годом. Компания предоставляет своим сотрудникам и ряд социальных бонусов, включая добровольное медицинское страхование и адресную финансовую помощь. Всего на социальные расходы для персонала в 2020 году группа направила 95 млн рублей — вдвое больше, чем годом ранее.
В сфере социальной ответственности группа «Самолет» реализует большой спектр проектов. Компания уже зарекомендовала себя как социально ответственный застройщик, все ее проекты имеют обязательную инфраструктуру: школы, детские сады, поликлиники и спортивные центры. Важно, что начиная с 2019 года группа «Самолет» в обязательном порядке включает объекты социальной инфраструктуры в состав первых очередей строительства новых объектов.
Социальные объекты компании отличаются оригинальным дизайном, современным техническим оснащением и повышенным уровнем комфорта. Например, в жилом комплексе «Люберцы» в сентябре 2016 года был открыт детский сад «Самолетик» на 250 мест с просторными физкультурным и музыкальным залами, бассейном и изостудией. Другим знаковым социальным проектом стала открытая в сентябре 2017 года школа с инновационным уклоном на 1100 учеников, построенная по индивидуальному проекту.
Группа «Самолет» активно ведет благотворительную деятельность. Один из проектов связан с поддержкой фонда «Добрый дом» — первой в стране социальной гостиницы, в которой живут дети с тяжелыми заболеваниями, приехавшие в Москву на лечение из разных регионов.
Один из наиболее интересных социальных проектов связан с созданием соседских центров в жилых комплексах. Такие центры не являются обязательным объектом социальной инфраструктуры, но девелопер инвестирует в это, чтобы обеспечить высокое качество жизни. Сегодня соседские центры создаются уже на территории шести жилых комплексов. Это современные мультифункциональные помещения, созданные с учетом дизайн-кодов проектов. В них люди любого возраста могут с пользой проводить рабочее и свободное время, там организуются досуговые и спортивно-массовые мероприятия. Используется сразу несколько форматов: детский центр, в котором работают профессиональные педагоги и воспитатели, молодежный центр с игровыми зонами, фитнес-клуб и коворкинг.
В рамках проекта «Самолет-Комьюнити» разработана программа общественных мероприятий. За три месяца было проведено свыше 70 досуговых и спортивных мероприятий, в которых приняло участие более 500 жителей. Тренировки для жителей жилого комплекса «Пригород Лесное» проводит олимпийский чемпион Андрей Сильнов, а команда опытных ведущих организует интеллектуальные игры для жильцов. «Для нашей компании крайне важно создавать в жилых комплексах качественную, наполненную разнообразными функциями среду, — рассказывает директор по клиентскому сервису группы «Самолет» Ольга Балагурова.
Резиденты жилых комплексов могут посещать соседские центры бесплатно. Жители также могут купить абонементы на персональные тренировки с личным тренером в фитнес-клубе, посетить авторские курсы и мастер-классы, записать ребенка на дополнительные занятия с детским педагогом или забронировать помещение для своего собственного мероприятия. За счет этих дополнительных платных услуг проект должен выйти на самоокупаемость.