Тихо и без резонанса прошел визит Виктории Нуланд в Москву. Заместитель госсекретаря США улыбалась, после встречи в МИД гуляла по Москве и твитила по-русски: «Enjoying бабье лето». Российские коллеги отвечали взаимным удовлетворением от встречи: «говорили об Украине», признавали безальтернативность Минских договоренностей и «особого статуса» Донбасса. Если сюда добавить жестковатую статью экс-президента Дмитрия Медведева о будущем российско-украинских отношений, то можно зафиксировать: на нашем западном фронте в обозримом будущем перемен не ожидается — и это, видимо, воспринимается как удачный дипломатический статус-кво.
В Украине, судьбу которой, как обычно, решали другие, обеспокоились перспективой быстрой сдачи по афганскому сценарию. Поэтому немедленно взяли в плен наблюдателя Совместного центра по контролю и координации режима прекращения огня в районе разведения сил в Донбассе, гражданина России со свежим паспортом. А в зоне военных действий высадился Зеленский. Украинцам, впрочем, рано переживать. Продавать их американцы не спешат — покупатель из России еще не созрел для высокой цену. Скорее всего, на данном этапе Россия и США договорились не ухудшать ситуацию дальше и зафиксировать двусторонние отношения в зоне отстраненной конфронтации. Наверное, и это успех.
Наступает годовщина прихода к власти в США Сонного Джо — президента Джозефа Байдена. Опытному политику скоро стукнет 79 лет. За истекший срок он успел многих позабавить старческими оговорками и нетвердой походкой, обнадежить недругов скорой заменой на Камалу Харрис. Но усыпил бдительность и провел удивительно драйвовый период своей президентской карьеры и на внутренней сцене, и особенно во внешней политике.
Собрав все разбросанные камни Дональда Трампа, Байден, по сути, продолжил намеченные предшественником векторы глобальной политики. И буквально за год провел кардинальную переориентацию Соединенных Штатов, за которую Трампа могли не только провести по импичменту, но и поджарить на электрическом стуле. Без иронии — за предательство американских интересов.
Судите сами. Россия — санкционная тишина, украинская безмятежность, достроенный «Северный поток — 2» и вишенкой дружеская встреча с Владимиром Путиным. Ближний Восток — фактически выход из региона, брошены Афганистан, Ирак и Сирия, заморожена иранская проблема. Запад в целом: с удивлением наблюдает, как дипломатическая, инвестиционная, военная и союзническая инфраструктура американцев постепенно перебазируется в Индо-Тихоокеанский регион. Североатлантический альянс уступает по значимости непонятным структурам на краю света, австралийские подлодки уплывают от французских заказчиков. А европейцам в целом предлагается ультиматум вполне в духе Трампа — тот только требовал от союзников вносить свою долю в военный бюджет, а Байден уже хочет идеологической капитуляции: никаких реверансов с Китаем, только борьба до последнего юаня.
После отказа от изоляционизма Соединенные Штаты активно поприсутствовали в разных частях света. Большую часть прошлого века они выстраивали евроатлантический мост и коллективные институты безопасности с Европой. Затем отправились воевать с терроризмом на Ближний Восток, попутно перекраивая рынки энергоресурсов и неудобные недемократические режимы. Но в конце концов вернулись в родной Тихоокеанский регион с расширением до Индо-Пацифики. Когда-то в прошлом, в разгар однополярного мира, могло показаться, что американцам хватит сил на повсеместное присутствие во всех частях земного шара.
Сегодня же их уже выдавил Китай из Африки, до чертиков напугал исламский мир, особенно огорчила, казалось бы, недавно разрушенная Россия, достали инфантильные европейцы. А на заднем дворе в Южной Америке подозрительно затихли соседи, мечущиеся между ультралевыми и ультраправыми элитами. Впереди смертельная схватка с Китаем. И похоже, многим американским политикам, особенно хитрому Сонному Джо, становится понятно: Штаты осилят лишь один фронт.
Что хотела сказать Нуланд российским партнерам? Что-то вроде «дайте нам двадцать лет покоя, и мы сделаем Америку снова великой».