Мы публикуем рейтинг крупнейших компаний страны «Эксперт-400». Старые локомотивы экономики — экспортно ориентированные сырьевые компании — погрузились в острый шок кризиса. Компании, работающие на внутренний спрос, этого не замечают и ускоряют развитие
Кризис, начавшийся в России в 2014 году, был продолжительным и застойным. Стагнация экономика длилась шесть лет, пока не закончилась фееричным эндшпилем 2020 года, когда цены на нефть, определяющие пульс российской экономики в моменте, ушли в минус. Сейчас, получив полную картину финансовых результатов компаний за прошлый год, можно с уверенностью утверждать: кризис 2020 года больно ударил по крупнейшему российскому бизнесу. Впервые с 2009 года совокупная выручка 400 крупнейших компаний страны сократилась. Падение по выборке составило 6%. Для понимания масштабов бедствия: в 2009 году совокупная выручка компаний упала на 2%.
В «идеальном шторме» кризиса прошлого года оказались типовые компании рейтинга, его лидеры: «Роснефть» (2-е место в рейтинге), «ЛУКойл» (3-е), «Газпром» (1-е). Работодатели, инвесторы, доноры бюджета страны, они теряли триллионы рублей дохода. Однако есть и хорошие новости: на фоне драматичного падения выручки от продажи нефти и газа другой крупный бизнес продолжал расти. В итоге значительно увеличилась плотность рейтинга. (Под плотностью мы подразумеваем разницу между первым и последним местом.) В рейтинге 2019 года первая компания рейтинга, «Роснефть», выручала в 260 раз больше самой маленькой компании рейтинга, «Инвестстроя». В 2020 году разница между лидером «Газпромом» и замыкающим, компанией «НЕО-Фарм» (400-е место), сократилась до 170 раз. Да, разница все еще велика — два порядка. Но лидеры рейтинга упали, а замыкающие подтянулись. Нижняя планка выручки для вхождения в рейтинг выросла по сравнению с прошлым годом на 11%, до 37 млрд рублей. Для понимания масштабов происходящих процессов: например, в 2008 году разница между лидером и замыкающим достигала 317 раз. То есть со времен кризиса 2008 года плотность рейтинга выросла почти вдвое. А это значит, что распределение доходов среди крупного бизнеса стало чуть равномернее, а экономика страны — сбалансированнее.
Добавим координат: американский рейтинг Fortune 500 возглавляет компания Walmart, выручка которой в прошлом году составила 559 млрд долларов. На 400-й позиции этого рейтинга WEC Energy Group c годовой выручкой 7,2 млрд долларов. Разница между лидером и «хвостом» рейтинга — 77 раз. Плотность американского рейтинга все еще выше российского, и в этом плане нам есть к чему стремиться. Но Россия прошла большой путь с 2008 года.
Журнал «Эксперт» представляет «Эксперт-400» — рейтинг крупнейшего бизнеса страны, демонстрирующий медленные и быстрые изменения в российской экономике. Рейтинг тех, кто нас греет, кормит, лечит, строит для нас, возит, кредитует и одевает.
Крупный бизнес в России меняется. Обычно это происходит медленно, но в кризисные времена процессы ускоряются. В прошлом году мы заявили, что Россия слезла с нефтяной иглы, и 2020 год лишь подтвердил эту смелую гипотезу. Самое главное, что при тех колоссальных потерях, которые случились в прошлом году, экономического шока не произошло. Обыватель даже не заметил тектонических сдвигов, которые происходили в российской экономике.
Тем не менее нельзя сказать, что кризис прошел бесследно для России. По данным Росстата, сокращение добавленной стоимости в добывающей промышленности составило 9,5%, у предприятий сферы услуг (гостиниц и ресторанов) — 24,5%, у предприятий транспорта — 10,6%. Тем не менее были стимулы, которые позволили ряду отраслей продемонстрировать рост уже в прошлом году: обрабатывающая промышленность выросла на 0,3% — во многом благодаря фармацевтике (+23%), пищевой отрасли (+3,1%), легкой промышленности (1,1%), деревообработке (0,5%). В сельском хозяйстве прирост составил 1,5%, в строительстве — 0,1%.
Все эти нудные цифры свидетельствуют, что у прошедшего кризиса появились свои бенефициары: интернет-компании, фарма, строители, сельское хозяйство и обрабатывающая (!) промышленность. Прошлый кризисный год создал тренд, результаты которого будут влиять на российскую экономику еще несколько лет.
Фарма, строительство, онлайн и розничная торговля, сельское хозяйство стали драйверами роста новой экономики России. Да, масштабы бизнеса здесь не столь велики, как у топов. Но этот бизнес есть, и он уже давно не мелкий, он динамично растет и год от года развивает и диверсифицирует российскую экономику. Благодаря этому пульс нефти все меньше влияет на ритм жизни в России.
Рискнем предположить, что масштаб бедствий 2020 года был намного мягче, чем в 2008‒2009 годах, в том числе благодаря появлению новых отраслей экономики, которые использовали кризис себе во благо. Да, часто такие действия циничны или даже антисоциальны: рост цен на лекарства и продукты во время пандемии, взлет цен на недвижимость в период локдауна — мало кого это порадует. Но на то он и бизнес, что реагирует на всплески спроса и дефицит ростом цен. Многие отрасли (например, угольная) ждут хорошей ценовой конъюнктуры годами.
В 2020 году мы наблюдали ускорение трендов, которые наметились задолго до кризиса. Уже несколько лет главным драйвером развития экономики остаются потребительские расходы. Как и в 2019 году, в 2020-м в России динамично росли сферы, завязанные на конечное потребление. Внутренний рынок продолжал жить по своим правилам, мало зависящим от внешней конъюнктуры. Например, совокупная выручка компаний из сферы АПК, представленных в «Эксперте-400», достигла в прошлом году триллиона рублей, увеличившись за год на 15%. Совокупный доход розничных сетей увеличился более чем 20%, во многом благодаря взрывному росту онлайн-торговли. Росли и смежные с потреблением отрасли. Доходы банковского сектора, представленного в рейтинге «Эксперт-400», выросли на 15%.
Некоторые крупнейшие компании из рейтинга «Эксперт-400» в 2020 году потеряли десятки процентов выручки. Самое крупное падение в абсолютных цифрах пришлось на нефтяной сектор. Летом 2020 года цены на ресурсы провалились, а нефть и вовсе ушла в минус.
На этом фоне произошла очередная смена лидеров рейтинга. «Газпром» прыгнул сразу на две позиции вверх и вернул себе звание крупнейшей корпорации страны, возглавив «Эксперт-400» по итогам 2020 года. Выручка монополии просела всего лишь на 17,5%. Это произошло на фоне обвала доходов «Роснефти» (на 33,6%) и «ЛУКойла» (на 28,1%). Из крупных больше всего потерял «Сургутнефтегаз» (10-е место в рейтинге) — 34,5% выручки, из средних — «Славнефть» (102-е место) — 44,6%. «Зарубежнефть», потерявшая 40% доходов, вовсе выбыла из рейтинга.
Совокупная выручка 19 нефтегазовых компаний, представленных в рейтинге, сократилась за год с 30,5 трлн до 22,5 трлн рублей. Доля нефтегаза в совокупной выручке уменьшилась с 30% в прошлом рейтинге до 26% в нынешнем. Это сокрушительный удар по отрасли. Представьте, что завтра в стране исчезает «Газпром» или «Роснефть», со всеми социальными, экономическими и бюджетными последствиями. А именно такие потери понесла отрасль и экономика страны в целом.
Такого удара по рейтингу «Эксперт-400» не было за всю историю его существования. Россия, крупнейший в мире экспортер продукции ТЭКа, который обходит по этому показателю даже Саудовскую Аравию, занимая 10% мирового рынка энергоносителей, поставляет на внешние рынки как нефть, так и нефтепродукты, уголь, газ, то есть все то, что полтора года назад шло по бросовым ценам.
Впрочем, отрицательные значения цен на нефть держались недолго. Очень быстро цены начали восстанавливаться, а российские нефтегазовые компании, несмотря на колоссальные потери по реализации, смогли в основной своей массе закончить год с прибылью, пусть и незначительной.
Тем не менее операционный рост для нефтяной отрасли был ограничен сделкой ОПЕК+ и обязательствами, которые взяли на себя крупнейший российские нефтяные компании: не наращивать добычу нефти. Это и стало главной причиной инверсионной паузы в отрасли, больно ударившей по смежным с нефтегазом компаниям. Зачем вкладывать деньги, если развитие ограничено?
Однако и здесь нашлась лазейка. Газовые компании от каких-либо обязательств были освобождены, и в результате уже к осени прошлого года в основной своей массе нефтяные компании переориентировались на газовый рынок. «НоваТЭК» (17-е место), «ЛУКойл», «Газпром нефть» — все они уже к октябрю прошлого года показывали значительные темпы роста добычи природного газа, компенсируя выпадающие доходы от сделки ОПЕК+. Сильно смотрелась добыча газа у «Роснефти» — компания добыла 63 млрд кубометров (минус 6% год к году), и половина этой добычи — попутный нефтяной газ. Несмотря на весь ужас, творившейся в отрасли, газовый проект «Ямал-СПГ» (49-е место) и вовсе вышел в плюс по итогам года, показав прирост выручки на 1,2%.
Нефтяники отъедали долю внутреннего рынка у «Газпрома» и «Ямал СПГ в Европе». В результате добыча газового гиганта в прошлом году упала на 9,5%, или на 48 млрд кубометров — огромная величина. Тем не менее из-за менее волатильных цен на газ, привязанных к долгосрочным контрактам, в целом «Газпрому» удалось возглавить рейтинг по итогам 2020 года.
Падение цен на сырье бьет сначала по производителям нефти и нефтепереработчикам, а следом по газовикам, так как долгосрочные контракты привязаны к ценам на нефть и нефтепродукты. Это первый удар. Второй удар получает бюджет, так как доходы в виде налога на прибыль и экспортных пошлин резко проваливаются. Начинается оптимизация кадров в нефтяной отрасли, и расходы на содержание безработных дополнительно отягощают дефицитный бюджет.
Третий удар — инвестиционный. Нефтяники и газовики — это более половины капитальных вложений в стране. После падения цен на ресурсы они сокращают расходы на капстроительство, резко снижают инвестиционный спрос на стройматериалы, трубы, услуги буровиков, строителей. Нет инвестиций — нет экономического роста и новых рабочих мест.
Четвертый удар — по смежникам: нефть и газ — это не только добыча, но и мощная система логистики. Со снижением цен на нефть начинают терять выручку перевозчики, портовые терминалы.
Так что неудивительно, что кризис в 2020 году отправил в нокаут не только нефтегазовую отрасль, но и связанные с ней компании. Например, индустриальные строители «Стройтранснефтегаз» (220-е место) и «Стройгазмонтаж» (194-е) потеряли половину выручки, «Ренейссанс Констракшн» (156-е), «Велесстрой» (197-е), «Инвестстрой» и «Ленгазспецстрой» — около 30%. Две последние компании выбыли из рейтинга.
Полетели вниз и показатели поставщиков продукции для ТЭКа. Например, выручка ТМК (74-е место), поставляющей как трубы для добычи и транспортировки нефти на промыслах, так и трубы большого диаметра (ТБД) для магистральных газо- и нефтепроводов, снизилась на 27,8%. Выручка ее прямого конкурента ЧТПЗ (125-я позиция) — на 28%. В итоге уже в этом году компании объединились (консолидация — классический ответ бизнеса на кризис). А Загорский трубный завод потерял каждый четвертый рубль выручки и выбыл из рейтинга.
Еще одна потеря рейтинга — Трубная грузовая компания: минус 60% выручки. Если говорить о логистах, то приобретение рейтинга «Эксперт-400» — группа «Дело» (141-е место), динамично растущая логистическая компания, поглотившая крупнейшего контейнерного оператора страны «Трансконтейнер». Сделка прошла в конце 2019 года, а группа «Дело» уже по итогам 2020 года включила показатели «Трансконтейнера» в свои финансовые результаты. Последний, в свою очередь, выбыл из рейтинга.
Еще одна крупная логистическая компания — «Совкомфлот» (142-я в рейтинге) — смогла нарастить выручку на 13%, хотя основные контрагенты компании — нефтяники, в первую очередь работающие в Арктике. Во многом это произошло за счет того, что компания работает с нефтяниками по принципу «бери или плати», предоставляя им судовые услуги эксклюзивными судами арктического класса.
Единственная отрасль, пострадавшая в прошлый кризис сильнее, чем нефтегаз, — пассажирские перевозки, в первую очередь авиационные. Закрытие границ, локдаун, карантины — все это ударило по туризму, который был основным драйвером спроса на пассажирские авиаперевозки, обеспечивая в зависимости от сезона от 30 до 70% пассажирооборота. Туризм упал до нуля. Поток деловых пассажиров, командированных тоже упал вслед за деловой активностью предприятий. Причем в России чуть больше половины пассажирооборота приходилось на международные перевозки (по количеству перевезенных пассажиров внутренние авиалинии только к 2018 году вырвались вперед — 60% против 40%).
В таких условиях финансовое положение авиакомпаний быстро стало критическим. Основной удар пришелся по лидеру российского авиасообщения «Аэрофлоту» (53-е место), его выручка в прошлом году рухнула на 55%. Учитывая, что в отрасли хорошо развит лизинг и очень велики постоянные операционные расходы, а высокооплачиваемый персонал (пилоты, авиадиспетчеры, сотрудники авиасервиса) просто не может быть уволен, на компанию легла огромная нагрузка. В итоге на помощь пришло государство. «Аэрофлот» был вынужден увеличить уставный капитал более чем в два раза. Благодаря эмиссии новых акций, основную часть которой выкупило государство, авиаперевозчик привлек более 80 млрд рублей ликвидности.
Выручка базового аэропорта «Аэрофлота», Шереметьево (328-е место), рухнула на 40%, ближайший конкурент Домодедово потерял 45% доходов и выпал из рейтинга крупнейших компаний страны.
Как удалось пережить кризис другим авиаперевозчикам, не получившим госвливаний, остается вопросом. Выручка S7 (179-я позиция) сократилась на 42%, «Уральских авиалиний», третьей по величине авиакомпании страны (295-е место) — на 38,7%, четвертой по величине «ЮТэйр» (278-е) — на 32,5%. В результате кризиса «ЮТэйр», не только перевозящая пассажиров самолетами, но и активно работающая на рынке коммерческих перевозок на вертолетах, вернула себе звание третьего авиаперевозчика страны, потеснив «Уральские авиалинии».
Коммерческий транспорт пострадал намного меньше гражданского. Например, авиакомпания «Волга-Днепр» (107-е место) нарастила выручку за прошлый год на 70% и продемонстрировала рекордный финансовый результат по чистой прибыли. Такие результаты достигнуты благодаря тому, что было прекращено гражданское авиасообщение. На любой пассажирский рейс традиционно загружаются и коммерческие грузы — почта, срочная доставка. С остановкой гражданского авиасообщения стоимость доставки коммерческих грузов авиатранспортом резко взлетела. «Волга-Днепр» смогла воспользоваться конъюнктурой.
А вот крупнейшая российская чартерная авиакомпания Azur Air, осуществляющая рейсы из сорока городов России по 29 международным туристическим направлениям, покинула рейтинг «Эксперт-400».
У сделки ОПЕК+ при всех ее минусах есть и очевидный плюс. Она заставляет Россию диверсифицировать экономику. При ценах на нефть как в 2020 году стоило ожидать жесточайшего экономического кризиса, как минимум сопоставимого с кризисом 2008 года. Однако ничего такого не произошло. Правительство впервые за многие годы дало адекватный ответ кризису, приняв три антикризисных пакета мер поддержки общим объемом 4,6% ВВП, адресованных населению и бизнесу.
Это был беспрецедентно большой набор решений, вполне соответствовавших масштабу проблемы. Перечислим только некоторые из них: кредиты для бизнеса на выплату зарплат сотрудникам; прямая финансовая помощь бизнесу; отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей; программа помощи доступа к кредитам для МСП; отсрочка и освобождение от арендных платежей; снижение административной нагрузки; снижение непроизводственных издержек бизнеса; поддержка системообразующих предприятий. Центральное положение занимали меры по поддержке доходов населения и занятости. Среди наиболее значительных с точки зрения финансирования мер можно отметить налоговые льготы и льготное кредитование компаний при условии сохранения занятости.
В итоге ВВП страны сократился на 3%. Цифра намного лучше, чем в США (минус 3,5%), Германии (минус 5,3%), Великобритании (минус 9,9%).
Поскольку основной антикризисный упор был сделан на поддержку доходов населения, а закрытые границы привели к увеличению трат денег внутри России, мы увидели рост секторов, ориентированных на конечное потребление. В прошлом году вернулись к двузначным темпам роста розничные сети. Например, X5 Retail Group (6-е место) нарастила выручку на 14%, ее ближайший конкурент «Магнит» (7-е) — на 13,5%. Сеть магазинов «Вкусвилл» (154-е место) выросла на 38%.
Очень сильно смотрелись финансовые результаты компаний, торгующих электроникой. Локдаун и работа на удаленке заставила людей обновить технику. Продажи «М.Видео» (36-я позиция) выросли на 14%, «Эппл Рус» (60-я) — на 40%, «ДНС Групп» (25-я) — на 65%. Хотя у ДНС этот рост во многом не органический, он стал результатом слияния со старейшей розничной компанией по продажам электроники в Северо-Западном федеральном округе — сетью магазинов «Кей». Кроме того, «ДНС Групп» начала выходить на рынок классической продовольственной розницы.
Еще один интересный тренд — рост продаж стройматериалов и товаров для дома. «Леруа Мерлен» (43-е место) и «Икеа дом» (139-е) смогли нарастить продажи на 11 и 6,7% соответственно. СТД «Петрович» (232-е) — на 23%.
Однако все это выглядит мелко на фоне взрывного роста выручки маркетплейсов «Озон» (84-е место) и Wildberries.ru (33-е). Органический (без сделок слияний и поглощений) рост продаж этих площадок составил 144 и 96% соответственно. Эти две компании стали главными бенефициарами прошедшего кризиса. Они создали новую реальность розничных продаж, и сегодня многие лидеры отрасли оказались в роли догоняющих: классические розничные сети в 2020 году в спешном порядке развивали свои онлайн-подразделения, сервисы, курьерскую доставку. В целом курьер стал символом 2020 года.
Цифровизация торговли — основной тренд ближайшего десятилетия. Кризис ускорил переход торговли от прилавка в интернет. Буквально за год-полтора крупнейшие игроки отрасли были вынуждены создавать свои отделы продаж. Создание инфраструктуры лишь ускорило рост отрасли. По прогнозам X5 Group, российский продовольственный рынок ждет существенная трансформация в ближайшее десятилетие: в два с половиной раза упадет доля несетевой торговли, будут терять свои доли супермаркеты и гипермаркеты. Символ тучных «нулевых» — гипермаркет — надоел россиянам. Новый символ — доставка на дом.
Онлайн-торговля в продовольственной рознице, считают в Х5, должна вырасти со 150 млрд рублей в прошлом году до 2,8 трлн в 2030 году, то есть в 19 раз. Темпы роста ошеломляющие. Кроме онлайна будут расти продажи сетевых магазинов у дома и у специализированных (в том числе у магазинов на заправках). Если говорить о долях рынка, то в продовольственной рознице в 2019 году онлайн-продажи составляли 0,3%, в 2020 году показатель подскочил до 1%, а в 2030-м каждая десятая покупка продуктов питания будет идти через интернет.
Вытекающий из этого прогноз аналитиков X5: в ближайшие десять лет семейное посещение гипермаркета на выходных будет присуще единицам. Хотя тот же «Ашан» (73-е место), строит на таком поведении потребителей свою глобальную стратегию. Впрочем, «Ашан» в прошлом году потерял каждого восьмого покупателя.
Еще одним побочным эффектом локдаунов стал растущий интерес россиян к развлечениям, доступным дома, то есть онлайн. Из компаний, которые попали в рейтинг «Эксперт-400», можно выделить Ф.О.Н. (309-е место) — материнскую структуру сети букмекерских клубов «Фон-Бет», а кроме нее УК НКС (335-е место), оператора букмекерского сайта WinLine, выручка которой выросла на 62%.
Безусловной группой бенефициаров кризиса стала фармацевтическая отрасль, и это не только российский тренд, но и мировой. Продажи медикаментов и медицинского оборудования росли огромными темпами. Люди во всем мире сметали в аптеках все доступные лекарства. Дефицит поставок в острые фазы пандемии был колоссальный. Медицинские системы целых стран испытывали перегрузки: Иран, Италия, Испания, Великобритания — все эти страны почувствовали гигантскую нагрузку на системы здравоохранения и дефицит поставок препаратов. Аппарат ИВЛ стал настолько ценен, что стал средством международной дипломатии. К началу нынешнего года эстафету подхватили вакцины.
Для российской фармы 2020 год останется в истории как золотое время. Выручка компании «Отисифарм»(382-е место) выросла на 80%, «Р-Фарм» (145-е) — на 46%, «Фармстандарта» (183-е) — на 33%, «НЕО-Фарм» (400-е) — на 20%, «Фармкомлекта» (240-е) — на 12%.
Справедливости ради надо сказать, что Россия прошла первый ковидный год достойно во многом благодаря созданной за последнее десятилетие национальной фарминдустрии, а полная реализация стратегии «Фарма-2020», ставшей основой развития отрасли, удивительным образом совпала с началом пандемии. Без национальной фарминдустрии ковидный год мог пройти намного драматичнее как с экономической, так и социальной точки зрения.
Еще одна отрасль, почувствовавшая на себе рост потребления, — сельское хозяйство и пищевая промышленность. Здесь можно выделить две группы игроков. Первая — компании, работающие на внутренний спрос, в том числе «Мираторг» (124-е место), «Русагро» (114-е), ГАП «Ресурс» (205-е). В прошлом году он продолжали расти двузначными темпами. Эта отрасли демонстрирует такую динамику не первый год, и пока свидетельств замедления, хотя многие агрохолдинги уже представляют собой солидный крупный бизнес.
Вторая группа — компании, занимающиеся экспортом и трейдингом продовольствия. Группа этих предприятий продемонстрировала взрывные темпы роста выручки: «Астон» (152-е место) прибавил 73%, ТД РИФ (137-е) — 68%, «Юг Руси» (293-е) — 84%, ОЗК (249-е) — 97,9%. Резко подорожавшее продовольствие на мировых рынках и неплохой урожай зерновых в России сделало российские трейдинговые компании лидерами по темпам роста по итогам прошлого года.
«Запертые» дома россияне вдруг осознали, как тесно они живут. По мировым меркам это действительно так. Сегодня даже на одного жителя многомиллиардного Китая приходится больше жилой недвижимости, чем на среднестатистического жителя России. Например, на одного горожанина в Китае приходится 38 кв. м. В среднем по России — 26, в Москве — 19.
Более четверти жилья в России имеет возраст более 50 лет, и эта доля в ближайшие годы будет увеличиваться, а «хрущевки» начинают выходить за этот срок. Сами по себе конструкции «хрущевок» могут простоять еще не одно десятилетие. Но жилье — это не только бетонные или кирпичные стены, но и коммунальная инфраструктура, а она стоит до половины стоимости квадратного метра. То есть в продлении жизни «хрущевок» через капитальный ремонт особого экономического смысла нет. Но главная проблема таких домов — моральный износ. Малогабаритное жилье эпохи массовой индустриализации мало отвечает современным требованиям, как по габаритам, так и по комфорту.
Национальный проект «Жилье и городская среда» подразумевает, что в 2024 году в стране будет строиться 120 млн кв. м жилой недвижимости. Для поддержки российского стройкомплекса в 2020 году были запущены беспрецедентные меры поддержки — а именно льготная ипотека. Из нескольких вариантов (семейная ипотека, молодая семья, материнский капитал) самым массовым продуктом стала ипотека под 6,5% годовых с лимитом 12 млн рублей под новостройку. Этот продукт вызвал ажиотажный спрос на жилье. Обстоятельствами не могли не воспользоваться строители. Цены на первичном рынке резко пошли вверх, а вот количество сдаваемого жилья сократилось. Объемы ввода жилья в России по итогам 2020 года составили 80,6 млн кв. м — это на 1,8% меньше по сравнению с 2019 годом, свидетельствуют данные Росстата.
На фоне стагнации операционных результатов отрасли российские строители продемонстрировали существенный рост выручки: MR Group (199-е место) — на 55%, МСУ-1 (313-е) — на 37,6%, группа ПИК (39-е) — на 35%, «Инград» (235-е) — на 24%, «Самолет» (272-е) — на 17,7%, ФСК (132-е место) — на 15%. Группа ПИК стала одной из 20 самых прибыльных компаний страны. В итоге бенефициарами льготной ипотеки стали не люди, а строители. При этом доступность резко подорожавшего жилья в России значительно сократилась.
Таким образом, регуляторы отрасли сами себя загнали в тупик: реальные доходы населения в 2014‒2020 годах сначала снижались, потом стагнировали, в прошлом году снова упали. Многие семьи, которые могли себе позволить купить недвижимость, постарались воспользоваться льготной ипотекой и удовлетворили спрос. При этом цены на жилье значительно выросли, и по текущим расценкам построить и продать 120 млн кв. м недвижимости без резкого увеличения доходов населения в 2024 году будет невозможно.
Сильный финансовый результат продемонстрировала отрасль добычи драгоценных металлов. Выход цены золота на исторический максимум — более 2000 долларов за унцию — летом 2020 года благоприятно сказался на выучке компании «Полюс» (38-е место), выросшей на 41%, «Полиметалла» (83-е) — 42%, Nordgold (128-е) — 43% и Чукотской ГГК (российской «дочки» канадской компании Kinross Gold) — 318-е место, 32%. Аффинажный завод «Красцветмет» (253-е место) и вовсе нарастил выручку на 78%.
Другой драгоценный металл — палладий, цены на который ходили в очень широком коридоре (1600‒2800 долларов за унцию), — обеспечил существенное увеличение выручки «Норильского никеля» (+27%). А вот «ВСМПО-Ависма» (194-я позиция), поставщик титановых изделий, в первую очередь для авиации, ощутила на себе падение спроса со стороны авиастроителей. Ее выручка в прошлом году просела сразу на 15%.
Черная и цветная металлургия отработала 2020 год без особых потерь и приобретений. «Евраз» (18-е место), «Северсталь» (26-е), НЛМК (20-е), «Мечел» (61-е) и ММК (30-е) просели по выручке в пределах 10%, «Металлоинвест» (29=е) и ПМХ (191-е) подросли на 5%.
Тут надо напомнить, что острая фаза кризиса прошлого года была резкой и очень быстро закончилась, а вместе с ней закончилась многолетняя стагнация сырьевых отраслей. Начался суперцикл в сырье. Вдруг оказалось, что мировому населению не хватает металлов, газа, нефти, даже угля — всего того, что Россия производит с избытком. Уже к концу прошлого года ведущие российские компании восстановили свои финансовые показатели. А в 2021 году у них начался стремительный рост доходов и прибыли.
В рейтинге следующего года мы увидим беспрецедентный рост ведущих российских компаний нефтегазового комплекса. Это будут рекордные выручки. Стремительный рост продемонстрируют черная металлургия, выйдет из спячки цветная, угольщики, химики. Сохранят темпы роста компании сектора АПК, фармы, строители. Трехзначные темпы роста будут у онлайн-торговли.
Российская экономика входит в свою золотую пятилетку. Однако если сравнивать с предыдущей золотой пятилеткой 2002‒2008 годов, то можно увидеть, что и сама экономика, и профиль отражающих ее компаний сильно изменились. Например, из рейтинга 2004 года в списке «Эксперт-400» сейчас осталось лишь 65 компаний.
В ту пятилетку мы меняли нефть, газ, уголь на жвачку, кока-колу и сигареты. Теперь продовольствие мы производим сами. Сами обеспечиваем себя лекарствами, сами строим (хотя очевидно недостаточно), многое сами производим в промышленности (вагоны, комбайны, суда, и автомобили — хотя последние с еще недостаточным уровнем локализации).
Остается надеяться, что тот долларовый поток, который хлынет в ближайшие годы в страну, не будет обменян на US Treasures, а будет вложен в станки, оборудование, новые инвестиции, чтобы в очередной виток стагнации в сырьевых отраслях у России появилась другая — здоровая — экономика.
Несмотря на значительное изменение состава рейтинга по итогам прошлого года и появление новых компаний, концентрация московского бизнеса усилилась. Московских компаний в «Эксперте-400» стало на семь больше, теперь их 222.
Это неудивительно. Крупный бизнес любит не только находиться поближе к административной власти, но и пользоваться преимуществами логистики, которую обеспечивает столица: город — центр автомобильных и железнодорожных дорог. Да и три крупнейших аэропорта страны находятся здесь же.
Совокупная выручка московских компаний по итогам прошлого года составила 60,3 трлн рублей, что значительно меньше 65 трлн прошлого года. Московский бизнес падал в прошлом году немного быстрее бизнеса немосковского. Объясняется этот феномен просто: крупнейшие нефтяные компании — «Газпром», «Роснефть» и «ЛУКойл», пострадавшие во время кризиса больше других, — «прописаны» в столице.
На одну компанию сократилось представительство Санкт-Петербурга, теперь здесь зарегистрировано лишь 30 компаний из рейтинга «Эксперт-400». Крупнейшая компания, зарегистрированная в северной столице, — «Ростелеком».
На две компании сократилось представительство Московской области. Подмосковных компаний в рейтинге теперь 19, а вот их совокупная выручка выросла на 10%. Лидер подмосковного бизнеса — Wildberries.ru.
Представительство бизнеса «тюменской матрешки» (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО) сократилось до пяти компаний, зато их выручка по итогам прошлого года превысила 6 трлн рублей.
Со снижением выручки рейтинга «Эксперт 400» снизилась и медианная производительность труда по рейтингу: на одного работника крупной компании России в прошлом году приходилось 10,5 млн рублей выручки, что значительно меньше 11,8 млн за 2019 год.
Кроме того, мы продолжили постепенно увеличивать качество отображаемой информации, и если в прошлом году в целом компании раскрывали данные о трудоустройстве 6,2 млн человек, то в 2020-м эта цифра выросла до 7,7 млн. В этом рейтинге больше половины (235) компаний отобразили среднесписочное число сотрудников. Помимо этого произошло значительное изменение базы расчета: многие компании выбыли из рейтинга, другие появились.
В результате рейтинг производительности труда несколько противоречит общим тенденциям в экономике. Например, выручка в нефтегазовой отрасли значительно сократилась, а производительность труда значительно выросла. Во многом это статистический артефакт, объясняется он тем, что в базу расчета производительности в 2020 году добавился международный проект «Сахалин-энерджи» и «Арктикгаз» — СП «Газпром нефти» и «НоваТЭКа». Выручка на одного работника у сахалинского проекта 144 млн рублей, у томского — 152 млн рублей. Это в 10 раз выше, чем в среднем по отрасли. Добавление двух этих проектов значительно увеличило базу для расчета производительности на одного работника в целом по отрасли.
За счет улучшения раскрываемости «просела» отрасль АПК, хотя выручка здесь росла. При этом в отрасли цифры, как и в нефтегазе, отличаются на порядки. Например, выручка на одного работника в «Мираторге», «Комос групп» — в пределах 4 млн рублей. В компании «Астон», занимающейся трейдингом, — больше 60 млн рублей.
Драматичное падение выручки у таких холдингов, как «Аэрофлот», S7, МАШ, РЖД, привело к сокращению производительности в транспортной отрасли. В прошлом году эти отрасли стали аутсайдерами по выручке на одного работника.
Значительно улучшили свои позиции отрасль связи, где главным аутсайдером остается «Почта России», сильно подрывающая базу расчета. Однако в прошлом году отрасль совершила стремительный рывок: производительность по выручке на одного работника выросла на 23%.
За счет значительного сокращения числа энергосбытовых компаний рейтинга, занимающихся оптовой и розничной торговлей электроэнергией, значительно упала расчетная производительность в отрасли электроэнергетики. То есть изменилась база расчета. Теперь в рейтинге все больше генерирующих компаний, где требуется намного больше труда и персонала.
Эксперт 400
Место компаний в рейтинге «Эксперт-400» определяется объемом выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) по итогам 2020 года. В случаях, когда показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.
В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под объемом реализации понимается:
— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником данных является финансовая отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;
— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО), или сумма страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование; страховых премий по видам иным, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование, и доходов по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям (РСБУ).
Участие в рейтинге «Эксперт-400» не имеет ограничений отраслевого характера: в рейтинговой таблице представлены компании практически из всех основных сфер экономики.
К участию в рейтинге не допускаются компании, характер деятельности которых не вполне прозрачен, холдинговая структура которых не вполне ясна, или же компании, деятельность которых не ведет к образованию значимого объема добавленной стоимости.
В рейтинге участвуют головные компании холдингов, готовящих консолидированную отчетность, в которой учтены показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Дочерние структуры, данные которых включены в отчетность холдинга, не участвуют в рейтинге во избежание «двойного счета». В случае, если компания не опубликовала консолидированную отчетность или не предоставила анкетные данные, в рейтинг включаются либо неконсолидированные данные головной компании, либо данные крупнейших компаний холдинга.
Государственные корпорации «Ростех», а также группа EN+ включены в рейтинг без присвоения места во избежание «двойного счета», так как в рейтинге принимают участие компании, входящие в данные группы.
Предприятия оптовой торговли не включаются в рейтинг, если степень их аффилированности с промышленными предприятиями списка позволяет судить о возможности «двойного счета», а промышленная компания не учитывает в консолидированной отчетности данные торговой компании.
При пересчете выручки компаний в 2020 году использован средневзвешенный курс доллара 71,94 руб./долл., в 2019-м — 64,74 руб./долл.
Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа. На первом этапе, подготовительном, составлен список потенциальных участников на основе рейтингов прошлых лет и информации Федеральной службы государственной статистики, представленной в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс». На втором этапе проведено анкетирование компаний-кандидатов, запрошены основные показатели деятельности за 2020 и 2019 годы. На третьем этапе собраны данные сайтов компаний и Центра раскрытия корпоративной информации» агентства «Интерфакс».
При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP, а также анкетным данным компаний. Если анкетные данные не были подтверждены копией аудированной отчетности по соответствующему стандарту и таковая не обнаруживалась в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ — просто «управленческая»).
Список 100 крупнейших компаний по рыночной стоимости «Капитализация-100» приводится на 1 октября 2021 года.
Рыночная стоимость ценных бумаг учитывается только в том случае, если ими торгуют. Эмитент рассматривается в качестве кандидата на включение в рейтинг, только если его акции относятся к одной из следующих категорий уровня списка:
Уровень листинга 1. Высокая ликвидность, а также максимальное соответствие требованиям биржи с точки зрения законодательства. С ценными бумагами регулярно совершаются сделки на российских и (или) иностранных биржах. При этом сделки заключались и в день расчета (1 октября 2021 года).
Уровень листинга 2. Средняя ликвидность. Сделки с ценными бумагами на российских и (или) иностранных биржах совершаются нерегулярно. В течение месяца, предшествующего дате расчета, была заключена хотя бы одна сделка (в сентябре 2021 года).
Уровень листинга 3. Бумаги данного уровня листинга допущены к торгам, но не включаются в котировальные списки.
Для подготовки рейтинга использованы данные Московской биржи.
В отличие от рейтинга по объему реализации холдинги и их дочерние структуры рассматривались на равных. Ведь если объем реализации холдинга определяется как суммарная реализация его дочерних структур за вычетом внутренних оборотов, то для капитализации это неверно.