За последние два десятилетия пластиковые окна стали важной составляющей российского строительства. Сегодня жизненно важно обновить стандарты их применения, считает Андрей Таранушич, генеральный директор дочернего предприятия германской компании VEKA в России
— Пластиковые окна относительно недавно появились в мировой, в том числе в российской строительной индустрии. Насколько широко они применяются сейчас?
— ПВХ-профиль для изготовления оконных конструкций появился в Германии еще в 1950-е годы и вскоре получил широкое развитие за счет высоких потребительских свойств. В Советском Союзе первый опыт использования пластиковых окон относится к 1980-м годам, но широко и повсеместно они стали использоваться в начале 1990-х. В это время на российский рынок пришла и наша компания.
— Насколько высоким оказался потенциал российского рынка пластиковых окон?
— В настоящее время в России у нас два завода — в Москве и в Новосибирске. Сейчас объемы их производства составляют 55 тысяч тонн продукции в год, примерно три пятых из них приходится на московское предприятие. Всего ежегодный оборот VEKA в России составляет более шести миллиардов рублей. При этом с самого начала выпускаемая в России продукция получила высокую степень локализации, которая составляет более 90 процентов. Основное сырье мы получаем от российских предприятий. Общая численность персонала VEKA Rus — 460 человек, из них сейчас в России присутствует только один гражданин Германии — это наш технический директор.
— Какое место российские предприятия занимают в глобальном бизнесе компании VEKA?
— Компания VEKA существует с 1969 года, она имеет более 20 предприятий по всему миру в 54 странах. Ежегодный оборот компании — более миллиарда евро, по оценкам авторитетного делового немецкого издания Wirtschaftswoche, VEKA является мировым лидером в области разработки и производства ПВХ-профилей для изготовления оконных и дверных блоков. Сейчас мы много работаем не только над продвижением своей продукции, но и над тем, чтобы в строительной отрасли были приняты новые стандарты использования пластиковых окон.
— Почему вопрос использования стандартов для окон сейчас, на ваш взгляд, стоит особенно остро?
— Сейчас доля пластиковых окон на российском строительном рынке превышает 80 процентов, но регулирующих их использование стандартов почти нет, самый «свежий» оконный ГОСТ был принят в 1999 году, не претерпев с тех пор практически никаких существенных изменений. Из-за этого, увы, страдает качество строительства. Мы выступаем за то, чтобы в российском строительстве были стандарты, защищающие потребителя, чтобы было четко определено: какие окна, с какими свойствами должны быть, например, в школах, какие в больницах, в домах престарелых, какие в жилых или коммерческих помещениях, чтобы людям было комфортно и безопасно.
— Как вам видится путь обновления оконных стандартов в России?
— Мы ведем активный диалог с другими участниками рынка, с регулирующими органами, предлагая опыт и экспертизу VEKA в оконных технологиях. Благодаря нашему участию в России уже принято четыре новых ГОСТа в отношении оконных конструкций в строительстве и еще три разрабатываются. 1 ноября этого года вводится в действие новый ГОСТ 23166-2021, посвященный оконным и балконным конструкциям, в котором центральное значение отведено вопросам обеспечения безопасности. Но с ним происходят настоящие чудеса, увы, негативного свойства.
— А что именно?
— Разработкой норм и стандартов в России занимается Федеральный центр нормирования и стандартизации, ФАУ ФСЦ. На написание стандарта уходит в среднем около трех лет. Только после согласования всех базовых положений, после утверждения всех деталей, являющихся итогом открытого обсуждения, подписывается приказ о введении стандарта в действие. Но с 23166-2021 происходит странная история. После написания, согласования, обсуждения и подписания приказа о введении в действие ФАУ ФЦС собирает онлайн-совещание для «обсуждения нового документа в связи с поступившими обращениями некоторых участников рынка». Говоря точнее, не участников, а участника, потому что речь идет об одной строительной компании, которая пожаловалась, что после введения нового ГОСТа стоимость квартир в ее домах якобы вырастет на четыре процента — только из-за окон. После чего объявляется, что введение нового ГОСТа откладывается на год, который необходим для «устранения недостатков» и так далее. И это, конечно, нонсенс. Это первый публичный прецедент, когда строительная компания одной своей ничем не подкрепленной жалобой пытается поставить крест на целом направлении технического регулирования в угоду своим интересам и интересам своего поставщика. Только представьте: на одной чаше весов — безопасность граждан (прежде всего детская), понятные правила игры, возможность для потребителей оценивать качество окон на основе проведенных испытаний, а на другой стороне — опасение застройщика потерять часть прибыли. Новый ГОСТ создавался трудом сообщества лучших экспертов, в нем нашли отражение тот опыт и те знания, которые российская оконная отрасль приобрела за эти десятилетия. Уверен, что здравый смысл возобладает и новый документ будет вовремя введен в действие.