Какие решения нужно принять российским регионам, чтобы максимально подготовиться к углеродному регулированию
Еще полгода назад тема декарбонизации казалась нам абстрактной и далекой от реальности. После публикации в июле 2021 года Европейской комиссией правил трансграничного углеродного регулирования не осталось иллюзий, что борьба с утечкой выбросов и климатическая повестка обойдет стороной российских промышленников. Идеи о том, что мы компенсируем выбросы поглощающей способностью наших лесов или будем поставлять в Евросоюз только «чистые» товары, а в другие страны — «грязные», также несостоятельны.
Президент Российской Федерации Владимир Путин на Российской энергетической неделе 13 октября этого года объявил, что поставлена цель по достижению Россией углеродной нейтральности к 2060 году. Это новая точка отсчета, и регионы должны до апреля 2022 года разработать свои региональные планы декарбонизации.
На территории Ленобласти расположены предприятия крупных экспортеров — производителей удобрений («Еврохим», «Фосагро»), цемента («Евроцемент», «Цесла») и электроэнергии. Пройдет еще пара лет, и наши предприятия начнут отчитываться о выбросах CO2, а через пять лет в Евросоюзе в полную силу заработает трансграничный налог на импорт этой продукции. Фактически сам налог будут платить не российские производители, а импортеры, но это значит, что продукция с высокой углеродоемкостью будет терять рынки сбыта. От того, насколько нашим компаниям удастся снизить углеродный след, зависит конкурентоспособность их продукции, а значит, и экономическая стабильность нашего региона.
Кроме промышленности и энергетики эмитентами СО2 являются и сферы жизни, которые зависят от региона: ЖКХ, транспорт и другие. Для достижения углеродной нейтральности и в этих традиционных секторах необходимы революционные изменения. В этой ситуации сегодня с экспертами фонда «Центр стратегических разработок», фонда «ЦСР Северо-Запад» и НИУ «Высшая школа экономики» обсуждаются несколько мер, которые Ленинградская область должна будет принять уже с 2022 года. Я обозначил их как девять шагов к реальной декарбонизации и разделил на две группы.
В первой группе решений собраны «низко висящие плоды» — решения, которые не влияют на конкурентоспособность региональной промышленности, но реализовать их можно уже в ближайшее время.
Первый шаг — повышение энергоэффективности коммунальной инфраструктуры и жилья. Сравнительно небольшие вложения могут дать существенный эффект по снижению выбросов CO2. Здесь применимы и промежуточные меры по переводу немногочисленных оставшихся угольных и мазутных котельных на газ, а также изоляция теплотрасс, утепление многоквартирных домов и введение требований по повышению энергоэффективности строящегося жилья. Новый импульс в этой сфере могут дать дополнительные инвестиции от так называемых офсетных (компенсационных) мер, когда для снижения углеродной емкости своей продукции предприятия покупают квоты на снижение выбросов CO2 у внешних проектов.
Второй шаг — сокращение выбросов СО2 на транспорте, прежде всего за счет его электрификации. В 2022 году Ленинградская область вошла в федеральный пилотный проект: будет построено 50 «быстрых» электрозаправок. В последующие годы эта программа будет продолжена, а в региональные градостроительные нормы будет включено требование по обеспечению вновь возводимых многоквартирных домов электрозаправками.
Шаг третий — оценка крупных инвестиционных проектов, прежде всего инфраструктурных, на предмет их карбонового следа. Мы планируем использовать разработанную по инициативе ВЭБ.РФ методологию IRIIS по оценке проектов на соответствие ESG целям.
Четвертый — реализация образовательных и просветительских проектов по декарбонизации. Каждый житель региона должен быть обеспечен научно обоснованной информацией о проблемах, связанных с глобальным потеплением и подходами к сокращению выбросов СО2.
Российской промышлености придется решать проблемы, связанные с климатической повесткой и введением трансграничного углеродного
регулирования. Избежать этого в расчете на то, что Россия сможет компенсировать выбросы СО2 поглощающей способностью наших лесов или
поставками в Евросоюз только «чистых» товаров, не получится
В решении такого многостороннего вопроса, как декарбонизация, невозможно обойтись только доступными механизмами. Есть и среднесрочные проекты, требующие регуляторных решений и масштабных инвестиций.
Итак, пятый шаг — точный учет и последующее квотирование выбросов CO2 промышленными предприятиями. Это самая болезненная тема. Область конкурирует за инвесторов с другими регионами, но в то же время без негативных стимулов реализация проектов по декарбонизации лишается окупаемости. Здесь мы будем использовать опыт, который постепенно формируется у коллег с Сахалина, где уже начат такой эксперимент.
Шестой — создание ветрогенерирующих мощностей. Здесь мы видим пространство для трех типов проектов. Появление энергокомпаний, которые будут создавать ветропарки в рамках программы договоров поставки мощности (ДПМ ВИЭ) или вне ее для поставки «зеленой» энергии по свободным двусторонним договорам крупным потребителям на розничном рынке. Строительство крупными компаниями собственных (кэптивных) ветропарков, а в будущем строительство мощностей по производству с помощью энергии ветра «зеленого» водорода или аммиака.
Седьмой шаг — максимальная переработка отходов производства и потребления и их повторное использование. Эта задача поставлена губернатором Ленобласти Александром Дрозденко еще в 2020 году. В 2022 году в нашем регионе начнется создание заводов по сортировке и глубокой переработке отходов. Уже сегодня в области успешно действует малый бизнес, который занимается переработкой автомобильных шин и пластика.
Еще одно среднесрочное решение, и это восьмой шаг — реализация проектов по созданию «карбоновых полигонов» и проектов по поглощению CO2 за счет лесов. Речь идет о повышении эффективности лесопользования и реализации проектов по лесовосстановлению, а также о реализации в регионах проектов углеродно свободных зон.
И наконец, девятый шаг — стимулирование проектов по улавливанию CO2 и его транспортировки в регионы, где есть геологические условия для этого. Это сложные и дорогостоящие проекты, но мы будем совместно с федеральными органами власти предлагать дополнительные налоговые стимулы, для того чтобы их можно было реализовать. По абсолютному объему сокращения выбросов в промышленности у таких проектов большой потенциал.
Замечу, что эффективный результат в вопросе декарбонизации в случае Ленинградской области может быть достигнут только при координации действий с соседними регионами, прежде всего с Санкт-Петербургом. В ближайшее время эта тема станет повесткой президиума Координационного совета города и области. И, безусловно, важно, чтобы декарбонизация была искреннее поддержана жителями региона. Для этого программа должна быть синхронизирована с решением наболевших проблем в сфере экологии, которые беспокоят людей, например с ликвидацией незаконных свалок, утилизацией сельскохозяйственных отходов, применением экологически чистых технологий в портовых терминалах.