Три года назад, после смерти Олега Табакова, Константин Хабенский уже заявлял о своих претензиях на художественное руководство МХТ имени Чехова. Но тогда позиции Сергея Женовача оказались сильнее. Константин Хабенский смирился с обстоятельствами, но желание возглавить именно этот театр, а не какой-нибудь другой, в нем не угасло. И сейчас он его осуществил.
Назначение совпало с премьерой спектакля Виктора Кремера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», поражающего изготовленными специально для него техническими сооружениями. Получилось назначение на ярком информационном фоне: изящно разыгранная комбинация, в которой Женовач и Хабенский сыграли свои роли. Три года назад на своем первом собрании сотрудников театра перед открытием сезона Сергей Женовач объявил, что его недавний конкурент работает над этим проектом: догадывался ли он тогда, что завершение работы над «Враками» станет и завершением его пребывания на посту худрука МХТ? Возможно, потому так и не решился оставить пост худрука созданной им Студии театрального искусства (СТИ), куда он возвращается.
Программа Женовача в МХТ свелась к утверждению его как театра не только Антона Чехова, но и Михаила Булгакова. Получилось не слишком эффектно. Булгаковский «Бег», первая постановка Женовача на сцене МХТ в новом статусе, получилась тяжеловесной для восприятия. Другая линия Сергея Женовача — «зачистка» следов активной творческой деятельности Константина Богомолова. Одним из заключительных жестов Сергея Женовача стало снятие с репертуара богомоловского «Идеального мужа». Казалось бы, зачем усиливать репутацию ретрограда? Зато Константину Хабенскому не придется этого делать: он придет на чистое поле. Вот только чего же от него ждать?
Человеческая и профессиональная репутации Хабенского безупречны. Это выдающийся актер, много сил и времени посвящающий благотворительности. Почему бы не попробовать себя в качестве художественного руководителя МХТ? Тем более он этого так хочет. Почему бы легендарному Владимиру Кехману не отвлечься от работы в Новосибирском театре оперы и балета, которую он совмещает с работой в Михайловском театре, и не попробовать себя в роли административного лидера МХАТа имени Горького? Вдруг он именно та составляющая, которой не хватало ранее пришедшим в этот театр Эдуарду Боякову и Захару Прилепину, чтобы запустить театр на полную мощность?
Театр всегда был полем экспериментов, в том числе в области менеджмента. Если получится что-нибудь — хорошо, если не получится — всегда есть вариант объединить когда-то родственные театры, отдав руководство тому, кто покажет себя более эффективным. Объединили же одну Таганку с другой, и такое ощущение, что берлинская стена пала. Тем более что зданию Театра на Таганке и в самом деле обещана перестройка. Объединение двух театров в этом случае произойдет во всех смыслах.