Не успел закончиться климатический саммит в Глазго, призванный спасти планету от неминуемой гибели, как его самые активные участники разбежались по национальным квартирам — спасаться от энергетического кризиса в индивидуальном порядке.
Впрочем, несмотря на очевидный провал, саммит все же запомнился яркими высказываниями. Например, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал прекратить инвестиции в ископаемую энергетику, что, по его мнению, неизбежно приведет к сокращению выбросов углекислого газа. Иными словами, нет нефти, угля и газа — нет и выбросов СО₂. При этом надгосударственный муж не учел, что люди, спасаясь от холодной смерти, начнут жечь все подряд, от мебели до деревьев; таким образом выбросы СО₂ сохранятся, но нечему будет производить кислород. А требование президента США Джо Байдена увеличить объемы добычи нефти, высказанное к ОПЕК+ во время климатического саммита, безусловно, стало украшением всего мероприятия.
Между тем, несмотря на заклинания о необходимости развивать возобновляемые источники энергии, мировой энергетический кризис никуда не делся и развитым странам необходимо принимать срочные решения, направленные на его преодоление. Первой сдалась Франция: президент республики Эммануэль Макрон выступил с инициативой вернуться к развитию атомной энергетики. В телеобращении к нации, посвященном борьбе с COVID 19, пенсионной реформе и энергетике, он анонсировал строительство новых АЭС, но при этом обещал не забывать о возобновляемой энергетике. По словам Макрона, атомная энергетика позволит Франции гарантировать свою энергетическую независимость и получать электроэнергию по «разумной цене», чего не скажешь о возобновляемых источниках энергии. Кроме того, президент Франции напомнил: АЭС не выбрасывают пресловутый СО₂, что вполне укладывается в климатическую повестку. Таким образом, ловким движением руки Макрон перекрасил некогда ужасный мирный атом в зеленый цвет.
У германских экологов другие представления об ужасном: по их мнению, нет ничего хуже источающих радиацию и грозящих взорваться АЭС. В угоду «зеленым» в 2000 году в Германии был принят закон о запрете строительства новых АЭС, а работа существующих была ограничена во времени до середины 2030-х годов. Затем авария на Фукусиме напугала «зеленых» еще сильнее, и было решено покончить с последней германской АЭС в 2022 году. Вероятный преемник Ангелы Меркель на посту федерального канцлера ФРГ Олаф Шольц, выступая на съезде профсоюза, объединяющего работников энергетики, горнодобывающей и химической отраслей промышленности, пообещал, что его правительство примет все меры, чтобы Германия не столкнулась с нехваткой электроэнергии. В другом выступлении он раскрыл свое видение решения этой проблемы. «Мы еще долго будем пользоваться газом и строить новые газовые электростанции, поскольку они являются предпосылкой для того, чтобы мы вообще смогли осилить этот период изменений», — сказал он. «Этот период изменений» должен закончиться к 2045 году: Германия взяла на себя обязательство достичь климатической нейтральности на пять лет раньше других западных стран. При этом Шольц мало чем рискует: если он повторит рекорд Меркель и просидит на посту канцлера ФРГ 16 лет, то воплощать идею климатической нейтральности в жизнь все равно придется новому поколению политиков. А сегодня перед Шольцем стоит вполне конкретная задача: вернуть германской промышленности утраченное из-за роста цен на энергоносители конкурентное преимущество на мировом рынке и не дать замерзнуть своим избирателям. Непримиримый противник газа вообще и «Северного потока — 2» в частности, лидер «зеленых» Анналена Бербок уже фактически обменяла свои прежние убеждения на должность в новом правительстве и больше не возражает против сжигания газа ради получения тепла и электричества.
Китай, наигравшись в ограничение добычи угля, стоившее «мировой фабрике» веерных отключений электричества для промышленности и населения, изо всех сил пытается наверстать упущенное, добывая дóма и скупая по всему миру ископаемое топливо. Это не помешало главе делегации Китая на переговорах о климате Се Чженьхуа подписать со спецпосланником США Джоном Керри совместную декларацию по климату: о сотрудничестве в борьбе с его изменением. В ней США и Китай (на которые приходится 42,5% мировых выбросов СО2, 28 и 14,5% соответственно) обязались до 2030 года вместе бороться за то, чтобы рост средней температуры в атмосфере Земли не превысил 1,5 °C. Как это вяжется с требованием Байдена увеличить мировую добычу нефти и судорожными попытками Китая нарастить выработку электричества за счет угля и газа? В общем-то, никак, просто забота о климате стала правилом хорошего тона в международных отношениях.