О перспективах развития компании «Агро-Белогорье», ее планах и цифровизации агропромышленного комплекса журнал «Эксперт» поговорил с генеральным директором ТД «Агро-Белогорье» Олесей Дмитровой
В 2007 году торговый дом «Агро-Белогорье» создавался как завершающее звено производственной цепочки группы компаний «Агро-Белогорье». Этим звеном он остается и сейчас, выполняя ключевую задачу по реализации мясной продукции холдинга. Когда в 2007 году ГК «Агро-Белогорье» только запускала свои первые предприятия, больше 50% свинины завозилось в РФ из-за рубежа, тогда Россия была крупнейшим импортером. В 2008-м компания «Агро-Белогорье» продавала 65,9 тыс. тонн свиноводческой продукции. За десять месяцев 2021 года торговый дом холдинга реализовал уже 201,8 тыс. тонн.
В 2018-м был достигнут важный рубеж: отечественные производители на 100% обеспечили население страны свининой. А в 2020-м Россия уверенно вошла в десятку крупнейших мировых экспортеров этого вида мяса и в стране был побит рекорд потребления свинины — 27 кг на человека в год и 36% в структуре общего потребления мяса.
В 2021-м этот рекорд, по прогнозам отраслевых экспертов, скорее всего будет побит: доля свинины в структуре потребления мяса вырастет до 37%. Международные эксперты называют такие показатели российской свиноводческой отрасли беспрецедентными.
О перспективах компании «Агро-Белогорье», о ее планах и о цифровизации сельского хозяйства «Эксперт» поговорил с генеральным директором ТД «Агро-Белогорье» Олесей Дмитровой.
— За счет чего, по вашему мнению, достигнут такой успех на российском рынке?
— Успех достигнут во многом благодаря тому, что в отрасли работают сильные игроки, делающие ставку не на сиюминутную прибыль, а готовые играть, что называется, вдолгую — инвестировать в развитие, в инновации, в качество продукции, которое не уступает мировым лидерам — США, странам Евросоюза, Бразилии. Конкуренция в отрасли становится все жестче, и на первый план выходят неценовые факторы. «Агро-Белогорью» сохранять позиции в первой десятке крупнейших производителей свинины на протяжении всех этих лет позволяет как раз высокое качество и биобезопасность продукции.
Мы делали на это ставку с самого основания, жестко контролируя всю производственную цепочку. Службы контроля качества есть в зерновых компаниях, на комбикормовых заводах, в животноводческом дивизионе, есть несколько аккредитованных лабораторий на нашем мясоперерабатывающем заводе. Таким подходом сейчас мало кого удивишь. Но мы были одной из первых компаний на мясном рынке РФ, которая абсолютно добровольно ввела дополнительное звено в системе контроля качества и безопасности. В торговом доме «Агро-Белогорье» есть свое управление качества, которое дополнительно контролирует процесс выпуска готовой продукции.
— Однако конкуренция растет, рынок насытился, как избежать перенасыщения ?
— Если говорить о перенасыщении российского рынка свинины, то в этом году такой проблемы не стоит. На первый план вновь вышел вопрос обеспечения биобезопасности. Рост производства свинины в стране в целом замедлился из-за вспышек АЧС и вряд ли достигнет прогнозных значений. Если в прошлом году эксперты прогнозировали в 2021-м рост на шесть-семь процентов, то сейчас мы ожидаем, что по итогам текущего года производство свинины в РФ вырастет только на полтора процента. При этом введены в эксплуатацию сразу несколько крупных мясоперерабатывающих заводов, что привело к дефициту живка во втором полугодии. И торговый дом «Агро-Белогорье», а также наши животноводческие предприятия стараются максимально закрыть потребности предприятий Центрального федерального округа в этой категории, чтобы их мощности не простаивали. Так что при общем спаде производства свинины в стране «Агро-Белогорье» пока перевыполняет собственные плановые показатели по году, ожидаем прироста на полтора процента.
— Как торговый дом «Агро-Белогорье» пережил и переживает пандемию? Что изменилось в работе?
— Уже почти два года мы живем в новой пандемийной реальности, прогнозировать в которой становится все труднее и труднее. Из-за ситуации с высокой заболеваемостью, из-за ввода ограничительных мер нам порой приходилось кардинально перестраивать рабочий процесс — практически в полном составе переходить на удаленку, выполнять план, когда из-за болезни к работе не могли приступить практически двадцать процентов коллектива.
В пандемию мы завершили диверсификацию своего бизнеса — практически полностью ушли из розничного сегмента, сохранив лишь небольшие объемы для собственного фирменного магазина и ряда крупных сетей. И на 98 процентов мы сейчас работаем с b2b-сектором. Бóльшая часть наших партнеров — это мясоперерабатывающие предприятия. Мы продаем высококачественный продукт, который ценится профессионалами мясной индустрии и востребован в 64 субъектах РФ. В планах и дальше продолжать сотрудничество именно с мясопереработчиками, развивая свой бизнес и выводя производство партнеров на новый качественный уровень.
— Одним из ответов на пандемию становится цифровизация процессов. «Агро-Белогорье» давно внедряет цифровые решения в рамках как производства, так и продаж. Расскажите, пожалуйста, об основных решениях.
— Да, действительно, пандемия значительно ускорила процесс запуска инновационных решений в АПК. Что касается «Агро-Белогорья», то в вопросе цифровизации новая «ковидная» реальность не особенно на нас повлияла — мы просто продолжили начатый уже более пяти лет назад поступательный процесс внедрения диджитал-решений и в производственные цепочки, и в бизнес-операции. В торговом доме практически полностью переходим на систему электронного документооборота, как в работе с клиентами, так и с внутренними подразделениями предприятия.
— Меняется ли процесс реализации продукции?
— За последние годы произошла кардинальная перестройка процесса реализации мясной продукции. В 2019 году мы запустили собственную электронную торговую площадку tender.tdab.ru. Сейчас для нас это ключевой инструмент в реализации продукции. На платформе работают более шестисот компаний из России — это большая часть крупнейших отечественных мясопереработчиков, — а также наши клиенты из тринадцати стран мира. В первый год работы сервиса мы выставляли в рамках электронных процедур около четырехсот тонн свинины еженедельно. Сейчас объемы значительно увеличились — это около половины всей продукции, реализуемой торговым домом: от тысячи до полутора тысяч тонн продукции в неделю.
Главные преимущества площадки — полная прозрачность и открытость. Пользователем сервиса может стать любой желающий: нужно зарегистрироваться на сайте и заключить договор с ТД «Агро-Белогорье». Процедуры проводятся практически каждый день, и мы видим все больший интерес к работе на tender.tdab.ru со стороны клиентов: такое взаимодействие позволяет им приобретать продукцию оперативно и по общим понятным для всех правилам, а нам — поддерживать необходимый уровень цен. За время работы электронная площадка также стала эффективным индикатором рыночной стоимости всей мясной продукции РФ и напрямую влияет на ценообразование.
Цены на свою продукцию мы также формируем, по большей части опираясь на аналитику, собранную с собственной электронной платформы. Если говорить о развитии сервиса, то в прошлом году мы открыли на tender.tdab.ru специализированную секцию для наших зарубежных партнеров: все экспортные объемы реализуем только посредством собственной площадки. Сейчас рассматриваем пути дальнейшего расширения функционала платформы и, возможно, в скором времени будем использовать этот инструмент, в том числе для кооперации с нашими партнерами по рынку.
— Окупается ли цифровизация в АПК? Какой эффект дают ваши решения, связанные с e-commerce?
— Прежде чем внедрить то или иное цифровое решение, у нас в холдинге проходит довольно длительный процесс детальной и комплексной оценки проекта с личным участием председателя совета директоров Владимира Зотова. Далее проходит стадия апробации продукта и оценка результатов пилотирования. И только после этого принимается решение о масштабировании. Кому-то процесс может показаться затянутым, но он полностью себя оправдывает с точки зрения развития бизнеса: практически все внедренные в «Агро-Белогорье» диджитал-проекты окупались уже в первые годы после запуска. А платформу tender.tdab.ru мы разрабатывали самостоятельно, практически полностью силами собственных сотрудников. Да, пришлось расширить штат: взять новых IT-специалистов, у нас появилась клиентская служба, которая занимается привлечением новых контрагентов и ведением электронных процедур. Затраты на запуск электронной платформы полностью окупились уже в первый год работы.
— Как развивается экспортное направление компании? В какие страны и какую продукцию вы продаете? Какова динамика и планы?
— Зарубежные рынки мы начали осваивать не так давно — с конца 2016-го. За экспортное направление в нашем холдинге отвечает ЛТД «Агро-Белогорье». Прошлый год был во многом знаковым для отечественного рынка свинины: после длительных переговоров на межгосударственном уровне для российских производителей открылся Вьетнам. «Агро-Белогорье», несмотря на сложности первого пандемийного года, прошло аккредитацию, получив право прямых поставок на этот рынок.
Это большой шаг вперед в стратегическом отношении, ведь сейчас борьба за зарубежные рынки даже более жесткая, чем за внутренние. В прошлом году мы также начали осваивать Африканский континент, осуществив первую поставку в Республику Габон. В этом году начали отгрузки в Казахстан. Если в прошлом году мы отправляли за рубеж в основном субпродуктовую линейку, то сейчас расширили ассортимент за счет ценного куска и полуфабрикатов. Хочу также отметить МПЗ «Агро-Белогорье», который проделал большую работу по увеличению сроков годности замороженной продукции сначала до двенадцати месяцев, а с 1 сентября 2021 года — до восемнадцати месяцев. Это важный фактор, дающий возможность не только увеличить экспортные отгрузки, но и расширять клиентскую сеть в отдаленных регионах России.
— Какие объемы идут на экспорт?
— По итогам 2020 года мы поставили за рубеж 4800 тонн, в этом году показатели останутся примерно на том же уровне. Злую шутку с нами сыграла пандемия. В первом полугодии 2021 года Вьетнам стал ключевым для российских производителей, и для нашей компании в том числе, зарубежным рынком сбыта. Однако сейчас на фоне продолжающегося роста заболеваемости COVID-19 во всем мире и сложностей с поставками экспортные планы пока недовыполнены.
— В последний год цены на продовольствие в мире растут. Как это сказалось на вашем бизнесе?
— Конечно, издержки увеличились, думаю, это заметили все предприятия сферы АПК. Работая в торговом секторе, мы, конечно, ощутили в первую очередь значительно повысившиеся затраты на транспорт и упаковку. Но при этом и оптовые цены на свинину в целом по году демонстрируют рост. Так что финансовые показатели у торгового дома «Агро-Белогорье» сохранятся на уровне прошлого года. А вот следующий год обещает быть непростым: по прогнозам Национального союза свиноводов, объемы производства продукции в РФ должны вырасти на 600 тысяч тонн. А это значит, что конкуренция на рынке станет еще более жесткой. И надо не только искать пути снижения издержек, но и думать над стратегией удержания клиентов.
Для торгового дома «Агро-Белогорье» эта стратегия останется прежней — максимальная прозрачность всех торговых операций, открытость, доступность продукции для потребителя и выстраивание клиентоориентированных партнерских отношений.