Несмотря на сильное давление, которое оказывают на французский бизнес в России санкции и продолжающиеся пандемийные ограничения, деловая активность компаний из Франции продолжает набирать обороты в сфере энергетики, автомобилестроения, логистики, в производстве строительных материалов, сельскохозяйственной техники и других отраслях
Пандемия, локдауны, замедление экономического развития и прочие неблагоприятные факторы в прошлом году больно ударили по показателям российско-французского экономического сотрудничества: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ по итогам 2020 года товарооборот между России и Францией упал на 14,73%, до 12,7 млрд долларов, то есть почти до минимума за последнее десятилетие. Впрочем, и до пандемии показатели торговли между странами снижались: по итогам 2019 года товарооборот между РФ и Францией составил 14,9 млрд долларов, на 15% меньше, чем в 2018-м, а всего за последние восемь лет он сократился почти вдвое — с 28,1 млрд долларов в 2011 году (см. график 1).
Но в текущем году он активно восстанавливается. По итогам первого полугодия показатели взлетели на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 9,4 млрд долларов — рекордный за последние пять лет показатель (см. график 2). При этом сальдо торгового баланса перевешивает в сторону французской стороны: по итогам первого полугодия импорт России из Франции составил 5,58 млрд долларов, или 59% общего товарооборота, в то время как российский экспорт во Францию составил 3,89 млрд долларов, или 41% торгового баланса. В российских поставках в Францию продолжает доминировать минеральное сырье (84% всего экспорта), металлы (4%), продукция химической промышленности (4%), машины и оборудование, транспортные средства (2,4%). В поставках же из Франции в Россию доминируют продукция химической промышленности (26,7% всех поставок), машины и оборудование, транспортные средства (18,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (9,6%), а также металлы (2,5%).
После пандемийного спада оживает и деятельность французских компаний в России.
Французский бизнес остается одним из самых значимых инвесторов в российскую экономику, соревнуясь по этому показателю с Германией. По данным Франко-российской торгово-промышленной палаты, общий объем накопленных французских прямых иностранных инвестиций в РФ составляет около 17 млрд долларов.
По разным оценкам, на сегодняшний день в России работает порядка 500 французских компаний. Некоторые из них входят в десятку самых значимых иностранных инвесторов в российскую экономику. Например, ежегодный оборот в России автомобильной компании Renault — свыше 400 млрд рублей, ритейлеров Leroy Merlin и Auchan — свыше 300 млрд рублей у каждого. В пищевой промышленности на российском рынке заметную роль играет Danone, в фармацевтике -- Sanofi и Servier, в нефтегазовой отрасли — Total. В развитии машиностроения в России участвуют французские компании Alston и Sсhneider Electric, энергетики — EDF, строительства — Saint-Gobain, в IT и цифровых активно присутствуют Dassault Systèmеs и Orange Business Services, в финансах — Société Générale.
«Франция продолжает играть значимую роль в инвестициях в различные ключевые отрасли российской экономики, в том числе в здравоохранение, автомобилестроение, производство продуктов питания, — говорит Армен Калинин, директор по экспорту французской компании Frisquet (отопительное оборудование). — При этом, Франция — это страна, чьи компании не ушли с российского рынка после 2014 года и продолжают работать, несмотря на санкции. Французские компании продолжают, например, открывать в России заводы по производству лекарств, совместные предприятия с их участием выпускают для российского рынка сыры, колбасы с “французским акцентом”, не нарушая при этом санкционного режима. А в ресторанном бизнесе самый удачный проект 2021 года — присвоение мишленовских звезд российским ресторанам. И произошло это не только благодаря усилиям и талантам российских рестораторов, но и кропотливой работе руководства компании Michelin в России».
Диалог о развитии присутствия французских компаний в России идет на самом высоком уровне. Например, весной этого года при участии Франко-российской торгово-промышленной палаты была организована встреча представителей работающих в России французских компаний с президентом РФ Владимиром Путиным, который указал, что французские капиталовложения в российскую экономику на уровне 17 миллиардов долларов — это значимый результат. При этом глава российского государства обратил внимание, что вложения российских компаний во Францию составляют три миллиарда долларов и «они могли бы быть и больше, если бы французские регуляторы, государственные власти так же относились к российскому бизнесу, как в России относятся к французскому. Одновременно участники встречи отметили высокую социальную ответственность работающих в России французских компаний: например, Air Liquide обеспечивает кислородом множество лечебных учреждений в период пандемии, в том числе осуществляет поставки в столичный госпиталь в Коммунарке. А Danone передала в российские больницы более 167 тонн продуктов питания.
К последним значимым проектам французского бизнеса в России можно отнести их активизацию в энергетической сфере. В частности, один из ведущих мировых производителей промышленных газов Air Liquide недавно анонсировала амбициозные планы создания на Сахалине производства «топлива будущего» — водорода. В апреле компания подписала меморандум о сотрудничестве с российским «Росатомом» и с правительством Сахалинской области, согласно которому стороны изучают возможности строительства комплекса по производству до 100 тыс. тонн водорода в год, откуда он будет поставляться в страны Азии. Пока детали проекта и возможные инвестиции не разглашаются, но вложения французской стороны в предприятие может исчисляться сотнями миллионов евро. А в июле текущего года Air Liquide совместно с «Евразом» приступила к строительству завода по производству промышленных газов в Новокузнецке. Французская сторона инвестирует в проект 130 млн евро, новое предприятие позволит компании осуществлять в России поставки кислорода, азота и аргона.
По мере развития российской строительной отрасли все большую активность в России проявляет крупный французский концерн Saint-Gobain, который продолжает расширять в нашей стране свои производственные мощности. Так, в подмосковном Егорьевске компания недавно запустила производственную линию по производству акустических стеновых и потолочных панелей, которые будут продвигаться на российском рынке под маркой Ecophon. Такие панели широко применяются для внутренней отделки зданий с высокими акустическими требованиями, например кинотеатров, театров, конференц-площадок. Инвестиции компании Saint-Gobain в это производство составили более 350 млн рублей. Ранее, осенью этого года, Saint-Gobain запустила в городе Невинномысске Ставропольского края первую очередь своего завода по производству сухих строительных смесей. По словам представителей компании, производственная мощность нового завода составляет 100 тыс. тонн продукции в год, на заводе будут выпускать сухие строительные смеси под брендом Weber-Vetonit, а общий объём финансовых вложений в проект составляет четыре миллиона евро.
Французская компания Kuhn недавно торжественно запустила в Воронежской области свою производственную площадку, которая будет специализироваться на выпуске сельскохозяйственной техники. Представители французской стороны указывают, что в связи с динамичным ростом российского агропромышленного комплекса растет и спрос на обслуживающую его технику. Строительство нового завода началось в июне 2020 года, предприятие включает в себя три производственные линии максимальной суммарной производительностью 500 машин в год, склад хранения готовой продукции площадью 4400 кв. м, склад хранения запасных частей (на 5000 паллетомест, а также специальный учебный центр, шоурум с экспозицией и испытательный полигон площадью 10 га. Общие инвестиции в новое предприятие оцениваются в три миллиарда рублей, на церемонии открытия представители Kuhn заявили о планах локализации своей продукции: поначалу выпускаемые на заводе машины будут собираться преимущественно из поставляемых из-за рубежа крупноузловых агрегатов, затем предполагается углубление производственных процессов: создание цехов металлообработки, сварки, покраски, а также поиск российских поставщиков компонентов.
Другой пример развития французских компаний в области машиностроения в России — подписанный в августе этого года контракт французской компании Saft с российским производителем комплектующих группой компаний КСК, согласно которому французская сторона будет поставлять аккумуляторные системы для обеспечения аварийной тяги поездов московского метрополитена. В случае отключения электроэнергии аккумуляторы позволят поездам метро преодолеть на собственном автономном питании расстояние до 6,5 км до следующей станции. По словам французских разработчиков, такое решение повышает комфорт и безопасность метро. Согласно контракту, компания Saft поставит до 1240 комплектов аккумуляторов для установки на новые поезда «Москва-2020», которые должны быть введены в эксплуатацию до конца 2023 года. Ранее Saft уже поставила аккумуляторные системы крупнейшему российскому производителю подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта Трансмашхолдингу.
В автомобильной промышленности значимый рывок в России собирается сделать Peugeot-Citroën, которая в текущем году стала частью крупного международного автомобильного альянса Stellantis. Еще в 2010 году французский автогигант при участии японского автопроизводителя Mitsubishi Motors открыл под Калугой собственный завод «ПСМА Рус» площадью 145 га и мощностью 160 тыс. автомобилей в год, и за последние девять лет, с июня 2012-го по июнь 2021-го, здесь было выпущено 96,8 тыс. автомобилей марок Peugeot, Citroën, Opel, Mitsubishi. В начале этого года французская сторона решила вдохнуть новую жизнь в предприятие «ПСМА Рус» и придать ему статус не только значимого локального, но и международного производственного игрока. Начать с того, что было решено существенно расширить модельный ряд автомобилей: в дополнение к машинам на платформе К0 (Peugeot Expert, Citroën Jumpy, Opel Vivaro) за последний год на заводе запущено производство большого семейства моделей на платформе В9 (мини-фургоны Peugeot Partner, Citroёn Berlingo, Opel Combo Cargo, а также компактвэны Peugeot Partner Crossway, Citroёn Berlingo Multispace, Opel Combo Life). Затем на российском заводе начнется выпуск легких коммерческих автомобилей марки Fiat (в частности, это будет модель легкого коммерческого авто Fiat Scudo). В дополнение к этому калужское предприятие предполагается превратить в крупного поставщика автомобильных двигателей — здесь запущена сборка дизельного мотора DV6 рабочим объемом 1,6 л и мощностью 90 л. с.
В результате объем выпуска автомобилей в Калуге должен кардинально увеличиться: если в 2019 году на «ПСМА Рус» было выпущено 4400 тыс. авто, а в 2020 году — 5900, то по итогам текущего года планируется почти утроить эти показатели до 17,6 тыс. штук. В 2022 году предполагается достигнуть отметки 20 тыс. автомобилей, а к 2023-му выйти на уровень 30 тыс. Примерно на такой же показатель в производстве двигателей — 30 тыс. штук — российское предприятие рассчитывает выйти в течение ближайших двух лет. Но главное, основная часть выпускаемой под Калугой продукции будет оправляться на экспорт: автомобили и двигатели с калужского конвейера в течение ближайших месяцев начнут поставляться в Германию, Испанию, Францию. Помимо этого французская сторона намерена осуществлять поставки в страны Северной Африки (например, в Марокко), а также в страны Южной Америки (например, в Аргентину). «Россия очень важна для Stellantis, российский автомобильный рынок входит в топ-10 в рейтинге самых значимых стран по продажам новых автомобилей в мире, поэтому для Stellantis присутствие в России и достижение здесь хороших результатов имеет большое значение, — рассказал в интервью “Эксперту” Ксавье Дюшман, старший вице-президент Stellantis и глава региона Евразия. — В текущем году мы нарастили продажи на 74 процента по итогам первых девяти месяцев и расцениваем это как большой прогресс. В прошлом мы приняли верное стратегическое решение построить свой завод под Калугой, мы намерены увеличивать производство и уверены, что на основе значимой производственной площадки мы в ближайшее время сможем успешно развивать бизнес, связанный с брендами Stellantis в России».
Развиваются французские компании и секторе логистических услуги. Здесь активным игроком является FM Logistic, которая осенью этого года объявила о строительстве новых складских помещений, инвестиции составят семь миллиардов рублей. По словам представителей компании, в настоящее время общая площадь складов, находящихся в управлении FM Logistic, — 816,8 тыс. кв. м, при этом спрос на логистические услуги в России растет, что связано, в частности, с развитием сервисов интернет-торговли. Поэтому компания приступает к строительству в подмосковной деревне Большое Толбино современного логистического комплекса, который будет состоять из шести складов класса А+. Площадь склада составит 107 тыс. кв. м, вместимость ― более 160 тыс. паллет, высота ― 12 м. Из семи миллиардов рублей инвестиций 2,4 млрд будут потрачены на возведение первой очереди, которую предполагается запустить в первой половине следующего года. Помимо этого FM Logistic намерена потратить в ближайшее время 750 млн рублей на новые технологии и оборудование для действующих складов и 35 млн — на обучение сотрудников. «Склад в Большом Толбине призван расширить присутствие FM Logistic в московском регионе, мы уже достигли соглашения с текущими партнерами о полном заполнении площадей двух объектов строящегося комплекса, а также ведем переговоры с новыми заказчиками, — говорит Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России. — Среди наших клиентов в России есть много французских компаний, которые развивают свою деятельность на российском рынке. В последнее время мы ощущаем увеличение числа запросов на логистические и складские услуги от компаний, работающих в сегментах FMCG, fashion, парфюмерии и косметики, а также для индустриальных проектов: от производства шин до сборки автомобилей. Запросы эти поступают к нам от присутствующих в России транснациональных и французских компаний».
Представители французского бизнеса убеждены, что в ближайшее время компании из Франции будут динамично развиваться на российском рынке. Например, представители Франко-российской торговой палаты указывают, что большой потенциал сотрудничества имеют такие сферы, как энергетика, цифровые технологии, авиационная, пищевая промышленность. «Исторически сложилось, что Россия всегда была и будет важным партнером для Франции. Несмотря на политическую и эпидемиологическую обстановку, французские компании являются одними из лидеров в Европе по инвестированию в российскую экономику, развивая здесь производство, — говорит Паскаль Деконс, генеральный директор “Legrand Россия и СНГ”. — Сейчас мы наблюдаем взаимный интерес друг к другу — нам есть чему поучиться у России. Это и повсеместная цифровизация процессов на всех уровнях, и обмен научными ресурсами. По-прежнему лидирующие позиции в экспорте в Россию занимают наши автомобильные компании, ритейлеры, косметическая и фармацевтическая отрасли. Как компания — производитель электротехнических решений мы видим большой потенциал наращивания экспорта и в этой сфере. Мы чувствуем, как меняется отношение к иностранным инвесторам и как ужесточаются некоторые требования. Со своей стороны мы стремимся сделать все возможное, чтобы это не препятствовало развитию наших экономических отношений, все больше делая упор на локализацию производств в России и решая все недопонимания между сторонами. Одно знаю точно: мы друг другу нужны, и никакие внешние факторы не должны мешать нам удовлетворять взаимовыгодный интерес».
Хотя, конечно, все еще существенным сдерживающим фактором деятельности французского бизнеса в России остаются санкции. «Французы опасаются делать бизнес с русскими, запуганные не только санкциями, но и негативным образом россиян, создаваемым СМИ, — говорит Юлия Королева, французский и российский адвокат, учредительница и партнер в парижском адвокатском кабинете Belimy Avocats AARPI. — Мне по работе приходится сталкиваться с проектами, когда французский контрагент перед началом работы специально нанимает юристов, чтобы получить формальное заключение, что его партнер не под санкциями. Это деньги, это время и это ответственность для французов. Нужно много доброй воли, чтобы преодолеть эти препятствия — и гораздо проще и дешевле делать эти проекты с другими странами».
Не всегда работающие в России французские компании способны понять специфику российского рынка. «Основная проблема российских предприятий с французскими инвестициями часто заключается в том, что французские головные компании пытаются управлять ими на свой манер, — продолжает Юлия Королева. — Вместо того чтобы самим подстроиться под российскую культуру и среду, французы часто посылают своего управляющего, чтобы он внутри компании сделал “маленькую Францию”. Так не работает, увы. Ну а российским же предприятиям во Франции сейчас работать крайне непросто, даже банковский счет открыть проблема почти неразрешимая».
По-прежнему усложняют климат делового сотрудничества и пандемийные ограничения. «В ситуации с коронавирусом помимо запретов на перемещение возникли политические интриги по признанию вакцин, — указывает Армен Калинин из компании Frisquet. — Граждане обеих стран не могут перемещаться по рабочим вопросам именно потому, что ни одна страна не признает вакцин другой. Получается ситуация абсурдная: для работы в РФ надо быть вакцинированным, но “Спутник” не признается во Франции, и наоборот, французские вакцины не признаются у нас. Особенно это коснулось иностранных сотрудников, работающих у нас в РФ. Как результат, компании остаются без руководства, что впоследствии может привести к их закрытию».
Не стоит забывать и о сотрудничестве Франции и России в области культуры и образования, где тоже есть значимый потенциал. «Когда задумываешься о российско-французском сотрудничестве, в первую очередь в голову приходят предприятия Renault, Schneider Electric, L’Oreal, магазины Auchan и Leroy Merlin. Но я бы хотел отметить потенциал, который кроется в сфере образования и научно-технического сотрудничества, — говорит Владимир Самохвалов, управляющий партнер компании SBS Consulting. — Например, в 2016 году был основан Российско-французский университет, где пять российских и пять французских учебных заведений объединены в сетевой формат, в рамках которого происходит обмен и сотрудничество по вопросам образования и науки. Такой подход к обучению может в конечном счете привести к развитию взаимодействия между Россией и Францией в области атомной энергетики, космоса, возобновляемой энергетики, экологии, IT и в других сферах».