Президент РФ Владимир Путин подписал указ «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» — речь идет о непризнанных ДНР и ЛНР. В указе говорится, что он принят для защиты прав и свобод человека и гражданина, оказания гуманитарной поддержки населению и недопущения дальнейшего снижения уровня жизни в условиях продолжающейся экономической блокады и ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В нем подчеркивается, что он принят не на постоянной основе, а на временной: «…на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений». На этот период правительству РФ поручено обеспечить признание на территории России сертификатов о происхождении товаров, выдаваемых на этих территориях; допуск произведенных там товаров к госзакупкам; снятие количественных ограничений по импорту и экспорту товаров при торговле с этим регионом.
Облегчение условий торговли с Россией, безусловно, положительно скажется на экономическом положении ДНР и ЛНР, но ждать экономического прорыва от этих регионов вследствие действия указа не приходится. Военный конфликт на востоке Украины продолжается уже седьмой год, и экономика давно подстроилась под существующие реалии. Предприятия, не нашедшие себе новые рынки сбыта, либо закрылись, либо существенно сократили производство, а часть населения давно покинула регион в поисках лучшей жизни.
Однако указ может иметь далеко идущие политические последствия: он совпал по времени с острым кризисом попыток мирно урегулировать конфликт на востоке Украины в рамках нормандского формата. Министерство иностранных дел РФ пошло на беспрецедентный шаг, опубликовав часть переписки главы МИД Сергея Лаврова с министрами иностранных дел Германии и Франции Хайко Маасом и Жаном-Ивом Ле Дрианом по вопросу урегулирования ситуации в Донбассе. Российский МИД заявил, что в последнее время позиция нашей страны, ее роль во внутриукраинском урегулировании и подходы к проведению возможной министерской встречи в нормандском формате подвергаются искажению и переписка опубликована с целью предотвратить дальнейшие спекуляции. В опубликованных документах главы внешнеполитических ведомств Франции и Германии заявили, что не согласны с тезисом о внутриукраинском характере конфликта и с посреднической ролью России наряду с ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе. Кроме того, по мнению Парижа и Берлина, положение о налаживании прямого диалога между Киевом и Донецком с Луганском не найдет поддержки среди стран нормандского формата. Понятно, что здесь речь идет о позиции Украины, которая наотрез отказывается разговаривать с представителями ДНР и ЛНР. Однако требование о прямом диалоге с Донецком и Луганском содержится в нескольких пунктах Минских соглашений, более того, внутриукраинский политический диалог является основой этих договоренностей. Киевские власти, в свою очередь, выбрали из всего комплекса Минских соглашений несколько пунктов, которые их устраивают (о передаче им контроля над регионом), а остальные выполнять отказываются. Причем эта странная позиция начала находить понимание в Париже и Берлине. Еще во время последнего саммита глав стран нормандского формата, который прошел в Париже 9 декабря 2019 года, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Минские соглашения — это не окаменевший документ. При этом, по ее мнению, любые изменения возможны лишь в угоду Киеву, а противоположные мнения, как мы уже слышали, не найдут поддержки. На том же саммите Украина среди прочих договоренностей взяла на себя обязательство имплементировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство: та предполагает проведение местных выборов в Донбассе под наблюдением ОБСЕ, что послужит стартом для введения в действие закона об особом статусе Донбасса на постоянной основе. Однако уже на совместной пресс-конференции лидеров стран нормандского формата президент Украины Владимир Зеленский начал объяснять, что некоторые пункты Минских соглашений невыполнимы. За истекшие два года «формула Штайнмайера» так и не была имплементирована в украинское законодательство, зато Украина приняла ряд других законов, противоречащих Минским соглашениям.
В позиции Зеленского, обещавшего избирателям мир, нет ничего нового: еще до президентских выборов 2019 года он декларировал свое несогласие с пунктом Минских соглашений об амнистии. Со временем его позиция стала еще жестче: он открытым текстом потребовал изменить весь комплекс Минских соглашений. При этом формально выходить из них Зеленский не желает: он заявил, что в этом случае западные страны могут снять санкции с России. Киев, не выполняя прежних договоренностей, постоянно требует созыва очередного саммита в нормандском формате. Россия, в свою очередь, отказывается участвовать в качестве массовки в новом представлении Зеленского, настаивая на строгом выполнении ранее достигнутых договоренностей. Тем временем «отдельным районам Донецкой и Луганской областей Украины» надо как-то дальше жить, и, если Киев не хочет налаживать с ними политические и экономические связи, это будет делать Москва.