Продажи коммерческих автомобилей в России активно восстанавливаются после падения последних лет благодаря росту спроса на услуги автоперевозок в ряде секторов экономики. Однако сильное давление на рынок оказывают обостряющийся дефицит машин и рост цен на них
Рынок коммерческих автомобилей в России, который всегда был индикатором деловой активности многих отраслей экономики, в последние годы переживает сложные времена. Особенно трудными для него выдались два последних года из-за пандемийных ограничений в экономике. Но в этом году продажи уверенно набирают скорость: по данным Russian Automotive Market Research (RAMR), в январе–сентябре 2021 года на российском рынке было продано 69,3 тысячи грузовых автомобилей, на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Неплохо росли продажи и легких коммерческих автомобилей (LCV): по данным RAMR, за первые девять месяцев на российском рынке было продано 98,1 тыс. LCV, на 30,4% больше, чем за январь–сентябрь 2020 года.
В целом за последнее десятилетие самые высокие цифры продаж коммерческих автомобилей в России наблюдались девять лет назад, в 2012-м, когда их было продано 129 тыс. единиц. Однако потом, после кризиса и падения курса рубля, показатели рынка обрушились более чем вдвое, и спрос достиг дна в 2015 году: была продана 51 тыс. грузовиков. Позже продажи начали постепенно отыгрывать падение: в 2018-м дилеры уже смогли реализовать 82,3 тыс. автомобилей. Но очередные экономические неурядицы потянули рынок коммерческих авто вниз: по данным «Автостата», в 2019 году он съехал на 2%, до 80,7 тыс. штук, а в 2020-м упал еще на 9%, до 74,7 тысячи штук (см. график 1). Схожие процессы наблюдались в последние годы и на рынке легких коммерческих автомобилей: по данным «Автостата», продажи здесь сильно упали по итогам 2015 года, потом три года подряд отыгрывали провал, в 2019-м с трудом смогли зафиксировать достигнутый уровень, а в 2020 году потеряли 8% (см. график 2).
Конечно, статистика хорошего прироста продаж в текущем году связана с низкой базой реализации машин в 2020-м, когда весной часть дилерских предприятий вообще оставались закрытыми. Дополнительным стимулом к покупке сейчас является нарастающее подорожание машин. По данным RAMR, только в начале текущего года цены на новые грузовики выросли в среднем более чем на 10%: по итогам первых пяти месяцев 2021-го средневзвешенная цена нового грузовика в России составила 6,95 млн рублей, это на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда цена среднего грузовика в России составляла 6,3 млн рублей). Еще больше выросли цены на рынке подержанных коммерческих машин: по данным RAMR, в середине текущего года подержанный грузовик в РФ стоил 2,14 млн рублей, на 13,6% дороже, чем в 2020-м.
Впрочем, спрос на коммерческие автомобили толкает и повышение спроса на коммерческие перевозки в отдельных секторах экономики. «Рост объемов продаж коммерческих машин, во-первых, связан с активным развитием онлайн-торговли и услуг доставки товаров на дом, что привело к повышенному спросу на малотоннажные автомобили со стороны ритейлеров, — говорит Владимир Гойхман, генеральный директор компании “СТ Нижегородец” (производство специальных версий коммерческих автомобилей). — Вторая причина — выделение правительством России средств на закупку машин для социальных нужд, в том числе автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, а также на программу льготного лизинга автотранспортных средств».
Однако на рынке коммерческих автомобилей происходят те же самые процессы, что и с легковыми: вместе с ростом цен стал заметно нарастать дефицит.
Сейчас особенно не хватает машин иностранных марок, таких как MAN, Scania, Volvo, FAW и др. «Дефицит коммерческой техники сейчас ощущается во всех сегментах, сроки поставки составляют от одного месяца до года», — вынужден констатировать Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей FAW в России.
«На логистическом рынке сейчас происходит колоссальное старение автопарка и наблюдается низкий процент его обновления. Не хватает машин как отечественных, так и европейских производителей, а быстро купить новые невозможно, — говорит Александр Жарков, ведущий логист компании “Технониколь”. — Сейчас, по нашим данным, существуют очереди до полугода как на седельные тягачи, так и на новые прицепы. Поэтому даже при всем желании крупные логистические компании, которые хотят обновить или увеличить свой парк, не могут сделать этого в кратчайшие сроки. При этом цены на тягачи выросли примерно на 30 процентов, а на сцепки с импортным тягачом — на 45 процентов. В первом случае стоимость увеличилась с восьми миллионов рублей до 10,5–11, во втором — с 10 миллионов до 14,5 миллиона».
«Решением может стать развитие собственного автопарка, но не каждая компания готова себе это позволить, — соглашается Станислав Краснояружский, генеральный директор логистической компании RedExpress. — Кроме того, транспорта нужного тоннажа практически нет в наличии, так как автозаводы испытывают трудности с поставками из-за отложенного спроса. Из-за этого многие перевозчики за последний год приостановили планы обновления своего автопарка. Таким образом, по нашим подсчетам, в среднем тарифы на автоперевозку в 2021 году выросли на 15%».
Из-за пандемии выпуск новой техники в некоторых странах был приостановлен в связи с тем, что некоторое время не ввозились комплектующие и запчасти. «Поэтому сейчас в стране наблюдается значительное повышение цен на грузовые автомобили, — отмечает Дмитрий Мордовин, руководитель направления внутрироссийских автоперевозок международной логистической компании Kuehne + Nagel в России. — Расходы на эксплуатацию транспорта также повысились в связи с последствиями ограничений импорта в период пандемии и ослаблением рубля по отношению к основным мировым валютам. Так как некоторые запчасти закупаются у других стран и аналогов в России нет, импортный товар в среднем подорожал на 15-20%».
Несмотря на упомянутую выше турбулентность, на рынке коммерческих автомобилей в России доминирующее положение продолжают удерживать российские производители. По данным RAMR, за первые девять месяцев текущего года российские компании продали 38,8 тыс. грузовиков, в то время как иностранные — 30,5 тыс. То есть доля российских производителей на рынке составляет 56%. Примечательно, что практически такое же соотношение продаж наблюдалось на рынке и год назад.
Лидерство в этом сегменте держат КамАЗ и ГАЗ, в первой десятке находится и российский бренд «Урал». Из иностранных компаний, по данным «Автостата», лучше всего в текущем году идут продажи у Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz.
На рынке легких коммерческих авто позиции российских брендов пока еще более прочные: по данным RAMR, за первые девять месяцев текущего года отечественные компании продали 61,2 тыс. LCV, в то время как иностранные — 31,4 тыс. Таким образом, доля российских компаний составляет 62,4%. Однако в текущем году российские производители теряют свои позиции: по сравнению с прошлым годом их доля снизилась на 6,2%. В секторе коммерческих автомобилей продолжает доминировать российский ГАЗ, однако американская марка Ford, которая развивает свое производство LCV на совместном предприятии Ford-Sollers в Елабуге, в текущем году уже забралась на второе место, оттеснив оттуда на третье место российский УАЗ. Неплохо развивает выпуск своих легких коммерческих автомобилей идущий на четвертом месте бренд Lada. Но в спину их начинают толкать французские марки Peugeot и Citroën, которые в текущем году полны решимости наращивать выпуск автомобилей на своем заводе под Калугой. Стараются удерживать свои позиции по LCV в России и Volkswagen, Mercedes-Benz, Hyundai.
«У российских производителей самые большие дилерские сети, обеспечивающие сервисное обслуживание машин и снабжение клиентов запасными частями, — признает Андрей Попов из FAW. — Наряду с поддержкой государства это позволяет занимать сильные позиции на рынке».
«Для покупателей коммерческих авто российских автопроизводителей в России сегодня действуют различные льготные лизинговые программы, — продолжает Владимир Гойхман. — Кроме того, согласно закону № 44-ФЗ (о госзакупках), для государственных и муниципальных нужд могут приобретаться автомобили только российского производства».
Впрочем, и сами российские автопроизводители предпринимают действенные шаги для наращивания продаж. «Факторы успеха российских марок на рынке коммерческих авто традиционны — это приемлемое для покупателей соотношение цены и качества и способность менеджмента компаний грамотно и своевременно оценивать рыночный спрос, — отмечает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке компании “Фридом финанс” Александр Осин. — Например, КамАЗ в июне повысил прогноз производства в 2021 году более чем до 40 тысяч грузовиков против 32,6 тысячи автомобилей, произведенных в 2020 году, прежде всего за счет роста продаж нового модельного ряда, а также укрепления позиций в сегментах седельных тягачей и спецтехники».
Российские автопроизводители намерены продолжать активно обновлять свой модельный ряд. В частности, КамАЗ объявил, что в ближайшие месяцы планирует выводить на российский рынок новые модели поколения К5 — речь идет о новом седельным тягаче с колесной формулой 6×2, о самосвалах 6×4, 6×6 и 8×4. Планируется также продолжить развитие модельного ряда газомоторной техники; в частности, камский завод собирается скоро приступить к продажам модели «КамАЗ-54901» с газовым двигателем.
ГАЗ, в свою очередь, делает ставку на продвижение нового коммерческого автомобиля «Газель NN», серийное производство которого началось в мае текущего года. Пока выпуск новой модели стартовал с бортовых модификаций, цельнометаллических фургонов полной массой 3,5 тонны и микроавтобусов. В дальнейшем линейку «Газель NN» пополнят шасси, фургон-комби и различные варианты спецтехники. В частности, в семействе NN в скором времени появится также легкий коммерческий автомобиль «Соболь NN» полной массой 2,5 тонны, который недавно был представлен на международной выставке Comtrans 2021. Представители нижегородской компании подчеркивают, что в результате на базе «Газели NN» будет создан даже более широкий, чем на базе современной платформы «Газель Next», модельный ряд легких коммерческих автомобилей полной массой 3,5 и 4,6 тонны, с различными типами кузова, колесными базами и вариантами спецтехники. Инвестиции в создание автомобиля «Газель NN», в том числе в разработку новой электронной архитектуры модели и создание мощностей для ее производства, составили порядка 3,2 млрд рублей.
Компаниям придется продвигать свои новинки на рынке в условиях продолжающейся лихорадки: роста цен, дефицита автокомпонентов, непредсказуемой ситуации со спросом на автоперевозки. «Прирост цен на коммерческие автомобили будет продолжаться в следующем году, — прогнозирует Александр Осин. — Однако важно отметить, что производители автомобилей переносят на потребителей свои повышающиеся издержки постепенно, поэтому в ближайшее время можно ожидать сдержанного роста цен на коммерческие авто в рамках 10–15 процентов».
По мнению аналитиков, рынок будет сдерживать и высокий уровень закредитованности как населения, так и корпоративного сектора. Близятся к потолку и продажи в лизинг, который, например, в сегменте грузовиков уже достиг 80% суммарного объема продаж грузовиков в РФ. Впрочем, есть и хорошие новости для рынка коммерческих авто: в некоторых сегментах, скорее всего, будет продолжать расти спрос на логистические услуги. «По нашим прогнозам, в ближайшие три года российский рынок коммерческих автомобилей будет активно расти благодаря интенсивному развитию онлайн-торговли и финансированию государством проектов по обновлению муниципальных автопарков, — считает Владимир Гойхман. — В этом году мы уже наблюдаем увеличение объема рынка по сравнению с 2020 годом. В следующем году, если удастся исправить ситуацию с глобальной нехваткой автокомпонентов, рост может составить от пяти до десяти процентов».