Шведские компании наращивают присутствие в России, нацеливая свою деятельность на сферу технологий устойчивого развития. В частности, они внедряют в разные отрасли российской экономики инновационные решения переработки отходов, возобновляемой энергетики, управления транспортом и сложным промышленным оборудованием
«Нет такого понятия, как плохая погода, есть только неправильная одежда» — гласит одна из самых известных шведских поговорок. Так же как шведы всегда готовы подстраиваться к дождю или снегу, шведский бизнес терпеливо адаптируется под неблагоприятные внешние факторы. Пандемия нанесла сильный удар по российско-шведской торговле: по данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), по итогам 2020 года товарооборот между странами рухнул на внушительные 34,5%, до 2,9 млрд долларов. Это самый низкий показатель за последнее десятилетие и почти в три с половиной раза меньше, чем в рекордном 2012 году (см. график 1). Однако в текущем году показатели сотрудничества между РФ и Королевством Швеция стремятся отыграть пандемийное падение: за девять месяцев товарооборот между государствами составил 2,6 млрд долларов, что на 21% больше, чем в прошлом году, но все же еще уступает результатам прошлых периодов (см. график 2).
По данным ФТС, основная доля российских поставок в Швецию занимает продукция химической промышленности (41%), минеральное сырье (34%), металлы (6%), древесина (4%). Импорт же России из Швеции в основном состоит из машин, оборудования, транспортных средств (56%), продукции химической промышленности (19%), металлов и изделий из них (9%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (7%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (5%). «Динамика шведско-российской торговли в целом следует конъюнктуре глобального рынка, — говорит Микаэль Бенте, глава отдела экономики и торговли посольства Швеции в России. — В периоды кризиса мы видим значительное уменьшение торговых потоков, при улучшении же ситуации — рост двусторонней торговли. В структурном отношении ситуация, напротив, практически не меняется уже много лет. В шведском экспорте доминирует машиностроительная (телекоммуникационное оборудование, транспортные средства и так далее) и фармацевтическая продукция; в импорте же из России около 70 процентов занимают нефть и нефтепродукты. Впрочем, 2020 год был исключением: доля этих товаров уменьшилась до 36 процентов».
После пандемийного давления постепенно оживает и деятельность шведского бизнеса в России. По разным подсчетам, на российском рынке в настоящее время действуют порядка 450 шведских компаний, общий объем их накопленных инвестиций в российскую экономику, по оценкам Минпромторга РФ, составляет более пяти миллиардов долларов. Например, шведские инвесторы заметны в таких отраслях, как машиностроение (ABB, Alfa Laval, Volvo, Scania, Sandvik, ESAB, Fläkt Group), производство гигиенической (Essity) и косметической продукции (Oriflame, Cetes Cosmetics), пищевая промышленность (Lantmännen), фармацевтика (AstraZeneca).
Шведские компании в России производят и продают товары для дома (Ikea), выпускают и продают грузовые автомобили, автобусы, строительную и другую спецтехнику (Volvo Group, Scania, Ferronordic), продают телекоммуникационное оборудование (Ericsson), легковые автомобили (Volvo Cars) или успешно продвигают в России сложное медицинское оборудование (Getinge), одежду (H&M), бытовую технику (Electrolux). «Самым очевидным и успешным кейсом развития шведских компаний в России является производитель товаров для дома Ikea, — говорит Антон Скловец, аналитик “Фридом Финанс”. — Помимо этой компании можно выделить еще ряд примеров глубокой интеграции в российский бизнес: Volvo уверенно занимает нишу в сегменте легкового и грузового транспорта, производстве турбинных генераторов и имеет ряд инженерных решений. Косметика представлена одним из самых популярных в стране брендов Oriflame. Getinge занимается продвижением медицинского оборудования в РФ. Популярным брендом — производителем телекоммуникационного оборудования является Ericsson. В России также популярна бытовая техника Electrolux, как и бренд одежды H&M».
Представители многих шведских компаний продолжают говорить, что российский рынок очень перспективен для их деятельности, и объявляют о новых проектах в РФ. Например, летом этого года представители компании Essity подписали соглашение с руководством Тульской области о строительстве третьей очереди фабрики этой шведской компании. В России Essity имеет свои производственные мощности в городах Советск, Венев (Тульская область) и Светогорск (Ленинградская область). Расширение коснется завода компании в Советске, здесь Essity начала строить предприятие в 2007 году, сегодня его мощность составляет 140 тонн бумажной продукции, которая включает в себя туалетную бумагу, бумажные полотенца, салфетки, носовые платки, продвигаемые в России под брендами Zewa и Tork. Объявлено, что сумма инвестиций в третью производственную линию составит порядка 20 млн евро, а общая сумма предыдущих инвестиций компании в фабрику в Советске составила 238 млн евро, включая строительство дистрибуторского центра на территории фабрики.
Сложные технологичные проекты в России при участии шведского бизнеса реализуются, в частности, шведско-швейцарской компанией АВВ, которая имеет свои производственные и инжиниринговые площадки в Липецке, Климовске и Санкт-Петербурге. В частности, недавно ABB оснастила 15 арктических танкеров, перевозящих сжиженный природный газ проекта «Ямал СПГ», своей системой Azipod, где расположенный с внешней стороны корпуса судна электродвигатель существенно повышает маневренность и эффективность работы корабля, существенно снижая для него расход топлива. ABB также получила контракт на обеспечение дистанционной поддержки газовозов ледового класса, которые теперь будут получать круглосуточную поддержку от глобальной сети центров совместного управления компании.
Одновременно в сфере робототехники ABB летом прошлого года внедрила на российском фармацевтическом заводе «Ново Нордиск» (производит инсулиновые шприц-ручки) первого в России так называемого коллаборативного робота. Новый робот YuMi установлен в лаборатории российского предприятия, теперь он автоматизирует некоторые операции контроля (готовит инсулиновые шприц-ручки для дальнейшей оценки качества). Представители АВВ указывают, что механизм шприц-ручки теперь тестируется роботом в нескольких положениях, что повышает качество выпускаемой продукции. Инвестиции в проект составили порядка 6,5 млн рублей, на российском заводе говорят, что применение коллаборативного робота ABB позволило компании «Ново Нордиск» снизить нагрузку на сотрудников и автоматизировать монотонные и повторяющиеся операции. В дальнейших планах «Ново Нордиск» — расширение потенциала предприятия посредством полной автоматизации производственной линии.
Грузовое подразделение шведской Volvo Group наращивает производство на своем предприятии под Калугой. Оно было построено в начале 2009 года, проектная мощность завода рассчитана на выпуск 10 тыс. грузовых автомобилей Volvo и 5 тыс. грузовиков Renault в год, общий объем инвестиций в проект превысил 100 млн евро. За девять месяцев текущего года здесь на 30% был увеличен выпуск грузовиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и шведская компания планирует и дальше увеличивать объемы выпуска продукции.
Производящая легковые автомобили компания Volvo Cars тоже наращивает свое присутствие на российском автомобильном рынке: по итогам десяти месяцев текущего года шведская марка продала в России 7,89 тыс. автомобилей, на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам представителей Volvo, в частности, наиболее популярной в России моделью остается кроссовер Volvo XC60 (2,83 тыс. проданных автомобилей), далее идет внедорожник ХС90 (2,11 тыс.) и компактный кроссовер ХС40 (1,74 тыс.). «Российские потребители ассоциируют автомобиль Volvo в первую очередь с безопасностью, — говорит Алексей Тарасов, коммерческий директор представительства Volvo Cars в России. — Это неудивительно, потому что компания изначально уделяет огромное внимание технологиям, которые поддерживают водителя и обеспечивают высокую защиту всех пассажиров. Наши клиенты также высоко ценят узнаваемый скандинавский дизайн, который отличает наши автомобили — они лаконичны, но при этом очень функциональны и комфортны».
Представители шведского бизнеса в России жалуются за излишнюю забюрократизированность многих сфер российской экономики; безусловно, тормозит их развитие и международная политическая напряженность. «Специфика работы шведского бизнеса в России распространяется и на другие иностранные компании, — отмечает Антон Скловец из “Фридом Финанс”. — С одной стороны, это большая популярность шведских брендов, с другой стороны — специфичная и местами не очень дружелюбная для бизнеса правовая сфера, многочисленные бюрократические проблемы, нестабильная национальная валюта и экономическая ситуация в целом, плюс общая проблематика, вызванная COVID-19. Развитие шведского бизнеса в России тормозит в первую очередь экономическая и политическая ситуация. Невзирая на тот факт, что Швеция была в числе стран, которые поддержали санкции в отношении России, сам бизнес не стал сокращаться. Можно предполагать, что развитию шведского бизнеса в России могли бы способствовать уменьшение политической напряженности и рост российской экономики».
Шведские предприниматели видят много перспективных направлений для развития в России в таких областях, как энергетика, строительство, фармацевтика, транспорт, информационное технологии. Но прежде всего в Швеции говорят о новых возможностях в сфере устойчивого развития. «Я абсолютно уверен в том, что уже сегодня существует множество направлений для взаимовыгодного сотрудничества между Швецией и Россией. Прежде всего это относится к сфере устойчивого развития, — говорит Микаэль Бенте. — Швеция, как вы знаете, была одной из первых стран в мире, вставшей на этот путь еще в 1970-е годы, поэтому у нас есть определенный опыт, решения и технологии, которые, как мне представляется, могли бы заинтересовать российскую сторону. Речь идет о таких направлениях, как повышение энергоэффективности, бережное и эффективное лесопользование, обращение с отходами, снижение углеродного следа в металлургической и других отраслях промышленности. Наверняка и у российских компаний есть свои креативные решения, в том числе в сфере цифровых технологий, которые можно было бы использовать в Швеции».
По словам Микаэля Бенте, в последние годы на российский рынок выходит все больше шведских компаний, занятых в сфере устойчивого развития. Один из успешных примеров шведско-российского сотрудничества — строительство в Саранске завода по производству гибких солнечных элементов, которые можно интегрировать в кровельные материалы и фасады зданий. Этот проект осуществляется при участии шведской компании Midsummer, которая поставила сюда высокотехнологичное производственное оборудование.
Компания Ikea, которая решила участвовать в развитии возобновляемых источников энергии в разных странах, недавно объявила о реализации подобных планов и в России. В частности, она приобрела 49% акций российской компании «Солар Системс», которая владеет восемью солнечными электростанциями в России мощностью 160 МВт. Сумма сделки, по независимым оценкам, составила один-два миллиарда рублей. Благодаря этой сделке шведская компания начинает обеспечивать все свои магазины в Подмосковье, а также торговые центры «Мега» «зеленой» электроэнергией.
«Как известно, Швеция добилась беспрецедентных успехов в области устойчивого развития: более 99 процентов мусора в Швеции перерабатывается и используется повторно — феномен, который прозвали “шведской революцией ресайклинга”, — отмечает Давид Ольшевски, генеральный директор представительства Alfa Laval в России. — Ни одной другой стране пока не удалось достичь такого уровня безотходности производства и чистоты воды и воздуха. Только 0,7 процента домашних отходов в Швеции утилизируется захоронением на полигонах, тогда как в целом по Евросоюзу этот показатель составляет 34 процента. Использование инновационных экологических решений, государственные инвестиции в исследования и разработки в области экологии — рецепты шведского экологического благополучия. Среди наиболее известных разработок — биотопливо, получаемое из пищевого и органического мусора, переработка рыбных и мясных отходов в высокодоходные продукты».
По словам Давида Ольшевски, в ближайшее время Alfa Laval планирует запустить несколько проектов, связанных, в частности, с переработкой рыбных отходов. «При годовом объеме добываемой в России рыбы — пять миллионов тонн — на долю субпродуктов и несортовой рыбы приходится до 35 процентов, — продолжает Давид Ольшевски. — Только задумайтесь: почти два миллиона тонн выбрасывались на помойку или в море! Получение продукта с высоким содержанием белка — это не какие-то космические технологии, это доступная реальность. Именно эту технологию российская «Альфа Лаваль» предлагает своим заказчикам. Совсем недавно мы запустили линию переработки рыбных отходов на одном из крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий на Камчатке. В сутки до 200 тонн рыбных отходов перерабатываются в 30 тонн рыбной муки и девять тонн рыбьего жира».
О развитии деятельности в сфере устойчивого развития говорят и другие шведские компании. Например, в сентябре этого года в рамках проходившего во Владивостоке Восточного экономического форума (ВЭФ) руководство Volvo Group подписало пятилетнее соглашение о сотрудничестве в России по вопросам развития водородных технологий и участия компании в создании водородного парка на территории Сахалинской области. Помимо этого Volvo вошла в проект «Беспилотные логистические коридоры» по испытаниям беспилотных грузовиков на российской трассе М-11 «Нева». А ранее в этом году в ходе конкурса молодых специалистов WorldSkills Russia в Уфе представители компании Volvo Construction Equipment в России объявили, что в ближайшее время начинают поставки на российский рынок экологичной спецтехники на электрическом ходу и других инновационных решений, а также не исключают вывод на российский рынок беспилотных машин. «Уже сейчас машины, оснащенные “умными” системами помощи операторам, например Co-Pilot, пользуются большим спросом у российских клиентов, — сказал в ходе мероприятия Олег Шельдешов, региональный менеджер по послепродажному обслуживанию Volvo CE в России и СНГ. — Такие инновационные решения позволяют осуществлять полную диспетчеризацию парка техники, анализировать рабочие процессы, управлять ими, улучшая показатели производительности и топливной эффективности, что очень нужно бизнесу, а также важно для охраны окружающей среды».
В России началось производство строительных материалов шведского бренда Ecophon. О важности создания хорошей акустики в современных зданиях и об уникальных технологиях в этой области рассказывает Николай Морщинин, руководитель бизнес-подразделения Ecophon в России.
— Когда шведский бренд Ecophon пришел в Россию? Какие цели он перед собой ставит на российском рынке?
— Ecophon — мировой лидер в области акустических решений для потолков и стен. Мы компания со шведскими корнями и входим в состав концерна Saint-Gobain. В России и странах СНГ компания присутствует с начала 1990-х, а в этом году мы локализовали производство и запустили первую линию по производству потолочных панелей в Московской области. Основываясь на серьезных научных исследованиях, мы стремимся продемонстрировать важность создания хорошей акустики в помещениях, где люди работают, учатся или восстанавливаются. Ведь хорошая акустика в офисах помогает как концентрации, так и более эффективному общению. В школах хорошая акустика помогает как легче усваивать знания, так и передавать их, а в медицинских учреждениях хорошая акустика обеспечивает возможность быстрее восстановиться.
— В чем особенность и отличительные характеристики предлагаемой вами продукции?
— Прежде всего, мы предлагаем не продукт, а комплексное решение, наилучшим образом соответствующее потребностям наших клиентов. Это включает в себя как создание оптимальных акустических условий на конкретном объекте, так и обеспечение требуемых функциональных свойств — например, влагостойкости или ударопрочности. Во-вторых, мы предлагаем наиболее экологичные решения из существующих на рынке подвесных потолков, как, наверное, и положено шведской компании. И последнее, но не менее важное: мы задаем тренды рынку и предлагаем инновационные продукты. Например, когда в мире потолков стал доминировать скандинавский дизайн: прямые четкие линии, минимализм, хайтек — Ecophon первым предложил уникальные и инновационные дизайнерские решения, такие как линейный потолок Focus Lp, свободновисящие панели Solo, Baffle и Matrix.
— Почему Ecophon решил запустить производство в России?
— Ecophon долго шел к открытию производства на территории России. Первые мысли распространить бизнес в России возникли еще десять лет назад, но реализовать идею получилось только сейчас. Официальное открытие состоялось в октябре 2021 года. Запуск линии по производству потолочных панелей позволит нам выйти на новый уровень работы в сегменте акустических потолков в России, и мы сможем обеспечить наших клиентов объемными поставками качественного локального продукта для рынка офисных и административных зданий, образовательных учреждений и здравоохранения.