Президент компании Grundfos в России Инна Маренкова — о том, как приживаются стандарты ESG на российском предприятии глобального холдинга
Идеи устойчивого развития были заложены в основу философии Grundfos основателем концерна Полем Ду Йенсеном. С тех пор, на протяжении уже более 75 лет, компания неуклонно их придерживается, актуализируя в соответствии с современной повесткой дня. Устойчивое развитие здесь понимают прежде всего как заботу об окружающей среде и минимизацию ущерба от производственной деятельности, причиняемого природе. Однако в это понятие входит и забота о человеке, которая сейчас, в связи с пандемией COVID-19, приобретает особое значение. Пандемия оказала сильнейшее воздействие на весь мир, во многом перестроив бизнес-процессы и привычный уклад жизни. Вместе с тем она обнажила как сильные, так и слабые стороны нашего общества. Поэтому для бизнеса сейчас как никогда важно привносить свой вклад в решение социальных проблем.
Журнал «Эксперт» поговорил с президентом компании Grundfos в России Инной Маренковой о том, как приживаются стандарты ESG на российском предприятии глобального холдинга.
— Насколько обязательно выполнение ЦУР для российского подразделения компании Grundfos?
— Реализация целей устойчивого развития обязательна для всех стран присутствия концерна Grundfos, и Россия не исключение. Напомню, что Grundfos взял на себя добровольное обязательство по выполнению шестой и тринадцатой ЦУР, связанных с обеспечением доступа населения к чистой воде и с мерами, направленными на борьбу с изменениями климата, так как в реализацию именно этих целей наша компания может внести наибольший вклад.
Так, мы поставили себе цель к 2025 году сократить выбросы углекислого газа и расход воды. И у нас уже серьезные достижения на этом пути. Если говорить о консолидированных показателях по концерну, в которые включены и российские данные, то прошлом году на производствах Grundfos удалось сократить собственные выбросы CO2 на 36 процентов по сравнению с уровнем 2008 года. На заводах концерна ведется работа по сокращению расходов воды вдвое к 2025 году по сравнению с уровнем 2008-го. Кроме того, насосы, поставленные в 2020 году, позволили нашим конечным пользователям повторно использовать свыше полутора миллиарда кубометров метров воды в год.
Что касается российского производства Grundfos, тут нам тоже удалось многое сделать. Помимо того что мы участвуем в деятельности концерна, связанной с экономией потребления воды, электроэнергии и сокращением выбросов парниковых газов, на российском заводе «Грундфос Истра» большое внимание уделяется сокращению количества твердых бытовых отходов. За первые восемь месяцев этого года объем ТБО удалось сократить более чем в девять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря сортировке, отправке на переработку и организации оборотно-возвратной тары с поставщиками и контрагентами. Еще одна цель, которой уделяется большое внимание, в том числе в России, — это переход на электромобили, и в нашей стране мы уже начали работу в этом направлении.
— Что делается в компании для реализации стратегии устойчивого развития? Какие программы в области ESG действуют в Grundfos?
— Устойчивое развитие лежит в основе философии нашей компании и является одним из принципов ведения нашего бизнеса. Он также включен в нашу «Стратегию 2025», внутренний документ, определяющий цели и задачи концерна.
В Grundfos действует много программ, нацеленных на устойчивое развитие, как на международном, так и на локальных уровнях. Если говорить об экологической составляющей понятия ESG, то, разумеется, наибольшую потребность в подобного рода программах испытывают развивающиеся страны Азии и Африки, в которых проблемы, связанные с водой, наиболее актуальны — там никак не гарантированы даже базовые услуги водоснабжения. Например, на международном уровне у Grundfos есть программа SafeWater, благодаря которой в прошлом году удалось обеспечить доступ к базовой питьевой воде для одного миллиона человек. В этом году десятилетие отмечает программа Water2Life, в которой участвуют сотрудники Grundfos по всему миру. Напомню, что, по данным ВОЗ, почти треть населения мира до сих пор не имеет доступа к безопасной питьевой воде, и Grundfos пытается изменить эту ситуацию.
Благодаря программе Water2Life доступ к питьевой воде получили примерно шестьдесят тысяч жителей Кении, Вьетнама и Гондураса. Однако не стоит думать, что подобного рода программы не актуальны для так называемых благополучных стран. От рисков, связанных с природными явлениями, не застраховано ни одно государство в мире. Вспомним недавние засухи в Австралии или наводнения в США. Или российский пример: в этом году аномальные дожди коснулись Краснодарского края. Поэтому программы концерна действуют и востребованы по всему миру.
В то же время, говоря о России, отмечу, что здесь важнейшая составляющая экологической темы — вопрос энергоэффективности зданий и сооружений, а также цифровизация водного хозяйства. И «Грундфос» уже сейчас предлагает решения, позволяющие добиться существенной экономии электроэнергии и водных ресурсов, параллельно продолжая работу над их совершенствованием.
— Какие программы действуют в вашей компании на производстве?
— Мы уделяем большое внимание безопасности на производстве. Так, мы отслеживаем показатель количества травм с временной потерей трудоспособности (Lost Time Injury, LTI) и принимаем меры по их предотвращению. Эта цель — увеличение количества решенных опасных ситуаций (Hazard Observations Closed) — входит в групповые цели концерна, и, по данным за первые десять месяцев этого года, по России этот показатель выше, чем за аналогичный период 2020-го. Это хорошая тенденция. Ведь чем больше мы выявим и устраним потенциально опасных ситуаций, тем меньше будет вероятность несчастного случая. Если же говорить о целях по всей международной компании, то коэффициент травматизма с потерей трудоспособности на миллион рабочих часов упал на 28 процентов, до 1,81 с 2,52 в 2019 году. Это, безусловно, самое низкое значение показателя за все время работы концерна. К 2025 году мы хотим снизить коэффициент травматизма с потерей трудоспособности до уровня 1,5.
— Какие меры принимает компания в области корпоративной и социальной ответственности и изменились ли они за последний год в связи с пандемией?
— В концерне Grundfos огромное значение придается сотрудникам — личностному многообразию, равенству и учету индивидуальных особенностей каждого работника. Во-первых, отмечу, что на фоне пандемии приоритет отдан заботе о психологическом состоянии сотрудников и предотвращению стресса. Мы считаем, что психологический комфорт столь же важен, как и физическая безопасность, поэтому регулярно организуем недели физического и ментального здоровья с участием приглашенных экспертов. Сотрудники активно участвуют в них, задают вопросы, и это показывает, что такие мероприятия очень нужны. Психологическая помощь включена также в программу ДМС, доступную для каждого работника.
Кроме того, мы регулярно проводим работу с руководителями, обучая их тому, как создать рабочую среду, способствующую благополучию и комфорту сотрудников. В этом году были организованы встречи руководителей с их подчиненными, призванные выявить возможные причины стресса и сформулировать предложения по их предотвращению.
Упомяну также о том, что, учитывая пандемию, мы стремимся минимизировать возможность заражения для сотрудников и в то же время создать для них комфортную обстановку. Для этого мы ввели комбинированный график для офисных работников с возможностью часть времени работать из дома и вскоре предоставим им дополнительные комплекты оборудования для такого «домашнего офиса».
Говоря о развитии сотрудников, отмечу также, что в Grundfos большое значение придается теме равенства полов. В частности, в этом году завершилась программа по обеспечению гендерной представленности руководства (Gender Diversity in Leadership) на 2018‒2020 годы. В прошлом году в совете директоров Grundfos Holding A/S было восемь директоров, трое из которых избираются сотрудниками. При этом постоянные члены совета директоров представлены четырьмя мужчинами и одной женщиной. В российском представительстве Grundfos почти треть женщин-руководителей, а учитывая, что в силу специфики бизнеса большая часть наших сотрудников — это все же мужчины, это высокий показатель.
— Реализация ЦУР направлена на внутреннее устройство компании. Однако Grundfos выпускает также энергоэффективное оборудование. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как именно ваше оборудование позволяет потребителям добиться ЦУР.
— Продукт, который мы выпускаем, в полной мере выражает философию нашей компании. Grundfos — один из ведущих поставщиков энергоэффективного оборудования, существенно снижающего нагрузку на окружающую среду. Поясню, что я имею в виду. В России и мире все большее значение приобретает вопрос энергоэффективности, при этом, по данным исследований, более половины потребляемой энергии приходится на двигатели. Только в промышленном секторе на системы, работающие на электродвигателях, приходится 64 процента потребления электроэнергии, на коммерческий сектор — пятая часть, а на жилой сектор — тринадцать процентов. Снижая энергопотребление и повышая эффективность двигателей, можно сократить выбросы углерода.
Согласно международным стандартам, сегодня действуют пять классов энергоэффективности двигателей: от IE1 до IE5. Самый высокий уровень — IE5 Ultra-Premium Efficiency. Именно эти стандарты используют правительства стран, когда устанавливают минимальные требования к энергоэффективности двигателей.
Переходя непосредственно к нашей продукции, отмечу, что на долю насосов приходится большая часть электроэнергии, потребляемой в различных отраслях, особенно в промышленности и коммерческом секторе. В насосах Grundfos используются электродвигатели высоких классов энергоэффективности — от IE2 до IE5, что не только помогает повысить эффективность всей системы, но и содействует снижению энергопотребления и может смягчить последствия изменения климата. Именно этого мы и стремимся достигнуть на благо наших клиентов и конечных пользователей, снижая затраты и выбросы CO2. И этому есть подтверждение: высокопроизводительные циркуляционные насосы позволили нашим клиентам в Европейском союзе сэкономить примерно 10 миллиардов киловатт-часов (что эквивалентно годовому потреблению электроэнергии 6,2 миллиона жителей Европы).
Добавлю также, что мы реализуем проект усиления своего присутствия в России, в рамках которого будет расширена линейка насосного оборудования, выпускаемого на российском заводе «Грундфос Истра», и увеличена доля используемых отечественных компонентов. Проект также подразумевает производство энергоэффективных электродвигателей под собственным брендом Grundfos. Вся продукция будет соответствовать высоким стандартам качества, принятым в концерне.