После жарких дебатов депутаты Госдумы в третьем, окончательном, чтении приняли закон о расширении полномочий полиции. На рассмотрение законодателей поправки были внесены правительством еще в мае прошлого года. Однако рассматривать их тогда не стали. Возможно, из-за того, что законопроект воспринимался неоднозначно и мог опустить рейтинги правящей «Единой России» накануне парламентских выборов. Впрочем, конечный вариант документа оказался несколько мягче, чем первоначальный.
В частности, к первому чтению авторы законопроекта предлагали расширить перечень оснований для применения огнестрельного оружия в отношении нарушителя: не только если тот несет непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции, но и если «совершит иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения». Эта расплывчатая формулировка вызвала шквал критики со стороны правозащитных организаций и впоследствии была изъята из текста.
Другим спорным моментом проекта стало предложение освободить сотрудников правоохранительных органов от ответственности за нарушения, совершенные ими при исполнении своих должностных обязанностей. При этом статья 33 действующего Федерального закона «О полиции» ответственность за «действие (или бездействие), отдаваемые приказы и распоряжения» с полицейского не снимает. Депутаты не посчитали нужным переписывать всю статью закона — эта поправка была также отклонена. Таким образом, граждане сохранили за собой право на возмещение ущерба от действий полицейских за счет государственного бюджета.
Правда, отклонили народные избранники и вполне здравую инициативу фиксировать все этапы взаимодействия сотрудников полиции с гражданами при помощи мобильных видеорегистраторов, которые, по идее, могли бы минимизировать количество случаев превышения должностных полномочий. Большинство депутатов посчитали, что обеспечение каждого госслужащего техническими средствами, а также их обслуживание и обновление приведут к существенным тратам.
В конечном варианте полицейские получили право проникать в квартиру, дом или на земельный участок тех лиц, кого очевидцы или потерпевшие указали в качестве возможных преступников. Раньше вламываться в жилище можно было, только если человек получал официальный статус подозреваемого. Кроме того, полицейские могут вскрывать личные автомобили граждан, если водитель нуждается в срочной медицинской помощи, требуется изъять оружие и запрещенные вещества, там находится подозреваемый, при ЧП или для пресечения преступлений. Если водителя не окажется на месте, МВД России обязуется в течение суток известить владельца авто о вскрытии, а транспортное средство отправить на спецстоянку.
Стражи порядка теперь могут не представляться при необходимости срочно пресечь преступление или задержать преступника. Фактически такая практика действовала и раньше, но теперь эта процедура прописана в законе. А вот гражданин, напротив, будет обязан называть свою фамилию, имя и отчество при обращении к полицейскому.
И наконец, при оцеплении территории сотруднику МВД разрешается досматривать транспортные средства и обыскивать граждан. В случае отказа водителя или пешехода полицейский вправе не впускать гражданина в «рабочую» зону или не выпускать из нее.