Телеком: безбашенный подход

Перераспределение контроля над столь значимы- ми инфраструктурными объектами — башнями связи — идет в России в русле мирового развития телеком-индустрии
Читать на monocle.ru

Veon (материнская компания ПАО «Вымпелком», бренд «Билайн») объявила о закрытии сделки по продаже 15,4 тыс. своих вышек связи за 70,65 млрд рублей. Эти так называемые антенно-мачтовые сооружения (АМС) принадлежат АО «Национальная башенная компания», 100% которой теперь перешли под контроль группы компаний «Сервис-Телеком».

Событие не стало неожиданностью для телеком-рынка: стороны официально объявили о достижении соглашения еще в начале сентября текущего года, три месяца ушло на то, чтобы получить одобрение ФАС России и завершить другие формальности. Но гораздо раньше, еще в 2016-м, «Вымпелком» первым на отечественном телеком-рынке начал выделять свои башенные активы в самостоятельную компанию, собираясь когда-нибудь ее продать, что наконец и произошло.

Перераспределение контроля над столь значимыми инфраструктурными объектами связи в России идет вполне в русле мирового развития телеком-индустрии: в развитых странах операторы связи уже не рассматривают вышки как профильный актив — они предпочитают продавать их сторонним компаниям, потом арендуя эти мощности. Такой подход оказывается экономически более эффективным в силу ключевого обстоятельства: когда сотовая вышка принадлежит одному сотовому оператору, он, за редким исключением, не пускает на нее своих злейших конкурентов — других игроков телеком-рынка.

В результате создаются парадоксальные ситуации, когда башни сотовой связи разных операторов множатся, в том числе в труднодоступных районах, буквально на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Гораздо рациональнее возводить не несколько, а одну вышку, на которую без проблем можно навесить передающее оборудование сразу нескольких операторов, что обойдется дешевле для всех.

По данным AC&M Consulting, по итогам 2020 года в России в общей сложности насчитывалось порядка 85 тыс. АМС; второй год подряд их число растет не менее чем на 6–7%. Больше всего башен в начале текущего года было у МТС и «Мегафона» (по 18 тыс.), далее шел «Вымпелком» с его более чем 15 тыс. вышек и Tele2 (13 тыс.). Крупнейшим же независимым игроком «башенного» рынка до недавних пор оставалась компания «Русские башни»: ей принадлежит семь тысяч объектов. Однако теперь, в результате сделки с Veon, на первое место выходит «Сервис-Телеком» — компания, которая была основана в 2015 году, она специализируется на строительстве и обслуживании вышек связи, ранее у нее в собственности их было порядка 2200. Компания использует свои башни более эффективно, чем операторы связи: по данным AC&M Consulting, если в России показатель количества арендаторов на одну башню в среднем составляет 1,1–1,2, то у таких независимых компаний, как «Сервис-Телеком», он составляет 2, а в некоторых регионах — 2,5–3,5.

По пути избавления от своих башенных активов идут и другие российские сотовые операторы. Например, «Мегафон» уже давно выделил в своей структуре Первую башенную компанию (ПБК), а недавно появилась информация, что ПБК и независимый башенный инфраструктурный оператор «Вертикаль» хотят создать независимую же публичную компанию, которая, вероятно, даже выйдет на американскую биржу. Tele2 в последние годы также ведет разговоры о том, чтобы создать отдельное юрлицо, куда будет передана вся башенная инфраструктура. Наиболее консервативно в отношении своих вышек до недавнего времени действовала МТС: внешне она строго придерживалась стратегии держать башенную инфраструктуру внутри компании. Однако, сообщая об итогах второго квартала 2021 года, и МТС наконец объявила о намерении вывести свои вышки в отдельную бизнес-единицу и тоже не исключила ее дальнейшую продажу.

Конечно, отсутствие собственных вышек создает для сотового оператора большие риски: он теперь будет зависеть от самостоятельной инфраструктурной компании, способной своим отказом предоставить место на высотных объектах поставить под угрозу весь бизнес. Однако телеком-операторы надеются на конструктивное сотрудничество, принимая во внимание тот факт, что и операторы башен очень сильно от них зависят, особенно после столь крупных сделок, как с Veon, когда новым владельцам башенной инфраструктуры приходится влезать в серьезные банковские долги. К тому же как в мире, так и в России наступает эра сотовой связи пятого поколения, 5G, для которой потребуется размещать вышки связи более часто. Эти новые значимые инвестиции сотовые операторы предпочтут в ближайшем будущем переложить на плечи башенных компаний.