Революционная операция дает надежду на решение проблемы хронической нехватки донорских органов.
Седьмого января врачи Балтиморского университета в США провели одну из самых необычных в истории медицины операций: отказывающееся работать сердце Дэвида Беннета заменили на свиное, да еще и генетически модифицированное. Хочется думать, что отчаянная попытка врачей спасти жизнь пациента удалась, но окончательные выводы делать рано: после операции прошла всего неделя. Пока Дэвид чувствует себя хорошо, сердце работает и не отторгается иммунной системой.
В октябре 57-летний разнорабочий из Балтимора начал испытывать сильные боли в груди, постоянную усталость и одышку, не дающую подняться даже на несколько ступенек по лестнице. Последние месяцы он провел прикованным к постели на аппарате искусственного кровообращения в Медицинском центре Университета Мэриленда с диагнозом «сердечная недостаточность в терминальной стадии». Жизнь Дэвида могла спасти только пересадка сердца, но доктора признали его не подходящим для пересадки человеческого сердца.
Дело в том, что в США, как и во многих других странах, остро не хватает человеческих органов, пожертвованных для трансплантации. Пациенты, которым она необходима, попадают в список ожидания и подолгу ждут, только в США каждый день умирает в среднем 20 пациентов, не дождавшихся своей очереди. Беннет в список ожидания не попал, а ждать времени не было, к тому же до попадания в больницу он не выполнял предписания врачей, пропускал медицинские приемы и прекращал пить прописанные ему лекарства. Шансов выжить у него не оставалось, но тут ему предложили пересадку свиного сердца.
Межвидовая пересадка органов, или ксенотрансплантация, — давняя мечта врачей-трансплантологов. Из-за вечной острой нехватки человеческих органов ученые десятилетиями пытаются выяснить, как вместо них использовать органы животных. Несколько биотехнологических компаний готовят для этой цели органы свиней. Те похожи на человеческие, а вырастить этих животных намного легче и дешевле, чем приматов, а главное, быстрее: органы достигают размера, подходящего для пересадки взрослому человеку, за шесть месяцев.
Свиное сердце для Дэвида предоставила Revivicor, дочерняя компания United Therapeutics. В этом сердце были произведены десять генетических модификаций. Главная задача этих изменений — сделать свиные органы более толерантными к иммунной системе человека. Для этого в сердце свиньи инактивировали три гена, кодирующие молекулы, вызывающие у человека реакцию отторжения. В ДНК клеток сердца также вставили шесть генов человека — тоже с целью «задобрить» нашу иммунную систему. Кроме того, в этих клетках пришлось инактивировать ген роста, чтобы сердце свиньи не продолжало расти после имплантации.
Дэвид Беннет на операцию согласился сразу: «Выбор у меня простой — либо сразу умереть, либо попробовать сделать трансплантацию. А я хочу жить». Он только спросил в шутку: «И что, я буду хрюкать?» — вспоминает хирург Бартли Гриффит, руководивший операцией. К этому моменту Гриффит уже пять лет пересаживал свиные сердца бабуинам — пересадил примерно пятьдесят, прежде чем предложить этот вариант Беннету.
К операции шли много лет. Ведь предыдущие попытки ксенотрансплантаций потерпели неудачу, в основном из-за того, что тела пациентов быстро отторгали орган животного. Самый «успешный» случай произошел еще в 1984 году: малыш Фейри, родившийся с редкой болезнью сердца, прожил 21 день с сердцем бабуина. А вот трансплантация людям клапанов сердца свиньи давно стала обычным явлением. Беннетту тоже уже трансплантировали свиной клапан около десяти лет назад.
Дополнительная сложность заключается в том, что простое помещение органа на лед, как это делается с человеческим сердцем, не работает при ксенотрансплантации. Чтобы та прошла успешно, немецкая команда ученых придумала специальный метод — заполнить сердце питательными веществами и гормонами.
Наконец хирурги Медицинского центра Университета Мэриленда провели девятичасовую операцию. О ее долгосрочных последствиях говорить рано: критическими будут ближайшие несколько недель. Сейчас Беннет уже дышит самостоятельно, без аппарата ИВЛ, но все еще подключен к прибору, который помогает его новому сердцу перекачивать кровь по телу.
В случае успеха это событие станет прорывом в медицине, который позволит ежегодно спасать десятки тысяч жизней.
«Сделать трансплантацию человеческого сердца довольно легко. Это не самая сложная операция. Главная проблема в том, чтобы донорское сердце заработало. Это целая наука, и хирург здесь отвечает только за свой этап, за саму операцию. А вопрос органного донорства — это национальная проблема, и любой развитой стране важно добиться самодостаточности в органном донорстве. Кстати, во всем мире лист ожидания трансплантации почки в десятки раз превышает по численности списки ожидающих трансплантацию сердца», — объяснил «Эксперту» академик Сергей Готье, директор Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова, одного из главных центров мировой трансплантологии.
К счастью, в ксенотрансплантации почек мы тоже стоим на пороге прорыва. В сентябре 2021 года исследователи из Нью-Йорка подсоединили почку свиньи к кровеносным сосудам человека (его мозг был уже мертв), и она успешно заработала.