Тайвань нанес сокрушительный удар по попыткам Китая финансово наказать Литву за открытие в ноябре 2021 года официального представительства Тайбэя. Власти неподконтрольного Пекину острова первоначально объявили о запуске в Литве кредитной программы в объеме 200 млн долларов, а затем увеличили его до миллиарда. Она предназначена для финансирования литовско-тайваньских проектов. Возможно, для стран, чей ВВП превышает триллионы долларов, такую сумму можно считать скромной, но для Литвы с ее 62,6 млрд долларов ВВП это огромные деньги. В тот же день литовское правительство объявило, что весной 2022 года вдобавок к политическому в стране откроется торговое представительство Тайваня.
Для Тайбэя, чей ВВП на порядок превосходит литовский, это вопрос не столько экономический, сколько политический. В последнее время Китай не ограничивается гневными заявлениями в адрес стран, идущих по пути постепенного признания независимости Тайваня, но стремится наказать их экономически. Жертвой показательной китайской порки стала и маленькая, но очень гордая Литва. Для начала Пекин отозвал из Вильнюса своего посла и выслал литовского, а затем понизил уровень дипломатических отношений с Литвой до поверенного в делах. Кроме того, Литву исключили из логистической цепочки поставки китайских товаров в Европу, а литовским товарам был закрыт путь в Китай. Вильнюс пытался апеллировать к органам власти ЕС и взывать к общеевропейской солидарности, но тщетно. Ни страны Евросоюза, ни его руководство не захотели ссориться с Китаем из-за какой-то там Литвы и вводить ответные санкции против китайских товаров. Формально Брюссель высказался в поддержку Литвы, но так робко, что это было больше похоже на выражение соболезнований по поводу случившегося, нежели на попытку заставить Китай отменить экономические санкции. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и исполнительный зампред Европейской комиссии Валдис Домбровскис опубликовали совместное заявление, в котором порассуждали о единстве и солидарности внутри ЕС и о готовности «противостоять всем видам политического давления и принуждения, применяемым против любого члена союза». А на деле Брюссель обратился к правительству Китая с просьбой прояснить ситуацию и пообещал, что, если информация подтвердится (видимо, есть шанс, что Литве санкции приснились), то он намерен начать разбирательство в рамках Всемирной торговой организации (рассмотрение подобных вопросов в ней может занять годы).
Однако Тайвань быстро пришел Литве на помощь, начав закупать отвергнутые Китаем литовские товары, в частности ром, совместив полезное с приятным. Проигнорировав происшедшее, Тайбэй рисковал потерять больше. В декабре власти Никарагуа прекратили дипломатические отношения с Тайбэем и конфисковали здание посольства и дипломатические офисы Тайваня, заявив, что передадут их Китаю. В ответ тот восстановил дипломатические отношения с Никарагуа и передал стране 200 тыс. доз китайской вакцины против коронавируса Sinopharm. На примере Литвы Тайвань пытается показать, что, несмотря на экономическое могущество Китая, выбор в пользу Тайбэя может оказаться привлекательнее.