Можно только посочувствовать инвесторам, которые в этом январе решили поторговать с плечом и заняли деньги у брокера. Многие из них были вынесены из рынка маржин-коллами 17 и 18 января — при этом не исключено, что некоторые инвесторы потеряли вообще все собственные средства (зависит от размера плеча). О том, что российские инвесторы склонны именно к рискованным операциям на бирже, ЦБ предупреждает давно: наши граждане предпочитают открывать обычные брокерские счета, а не нацеленные на долгий срок ИИС (индивидуальные инвестиционные счета). Это также подтверждает и огромный интерес к хайповым иностранным акциям вроде Tesla. Впрочем, две трети брокерских счетов в стране все равно пустые, а размер зафондированного брокерского счета — почти 1,3 млн рублей. Биржа в России все еще способ для богатых пощекотать нервы, нежели прибежище массового инвестора.
Падение наших акций и начавшееся на день позже падение американских — это два самостоятельных и не связанных друг с другом сюжета. Внутрироссийский обвал — истерическая, абсолютно иррациональная реакция на новостную кампанию вокруг НАТО, Украины и санкций. Иррациональность подтверждается просто: рубль на этой неделе практически не падал, хотя раньше при такой риторике неминуемо сильно бы просел. Нефть оставалась выше 80 долларов за баррель, сырьевое ралли продолжается, российские флагманские компании в прошлом году получили отличные доходы и готовятся заплатить дивиденды — вот что должно было, казалось бы, быть в фокусе рынков. Но нет. Падали нефтяники, банки и особенно металлурги, золотая дивидендная жила нашего рынка. Кто спокойно относится к возможным потерям и заходит сейчас в эти бумаги — может весной–летом получить более 15% дивидендов на вложенные средства. Это даже лучше, чем 9,5% по ОФЗ или 11–12% по надежным корпоративным облигациям — вот такие доходности сейчас показывает наш долговой рынок. Интересно будет посмотреть, насколько эти отличные цифры вдохновят частных инвесторов, так охотно бросавших депозиты ради трейдинговых приложений в 2019–2021 годах. Очень вероятно, что, посмотрев на январское пике, многие из них предпочтут надежную банковскую гавань и такого притока инвесторов на рынок, как раньше, мы в 2022 году не увидим.
По крайней мере, в пятницу 21 января, когда прошел ряд успокаивающих заявлений с переговоров Лаврова и Блинкена, российские акции отреагировали весьма неохотным ростом.
Не факт, что дело только в психологии: по некоторым данным, крупную позицию в российских акциях 17 января закрыл крупный иностранный фонд — это могло сильно усугубить ситуацию.
У наших акций отличные показатели, но входить на этот рынок могут лишь бесстрашные люди, готовые к любым потерям: когда 88% оборотов обеспечивают частные трейдеры и иностранцы, никакого устойчивого роста по определению на российском рынке быть не может. В таких условиях фундаментальные оценки теряют всякий смысл.
У разогнанного поклонниками новой экономики и читателями Reddit американского рынка акций свои проблемы. Инфляция в США достигла 7%, ФРС сворачивает количественное смягчение и повышает ставку, и это грозит разнообразными проблемами сразу всем — и инвесторам в облигации (которые дают больше 5% отрицательной реальной доходности при таком росте цен), и инвесторам в акции техов (которые уже не выглядят такими манящими), и даже инвесторам в акции стоимости, то есть в бизнесы, работающие «на земле», с конечным потребителем. Американский потребитель все еще покупает меньше, чем до пандемии, а рост ставок может ввергнуть его в депрессию.
Все это аргументы в пользу того, что рынки ждет тяжелый год — хотя, конечно, и вырасти американские акции тоже могут. Все последние годы были непреходящей победой американских индексов над здравым смыслом. Но напоследок все же надо напомнить, что, если бы Nasdaq придерживался тренда, который начался в 2009 году, и рос равномерно, сейчас он должен был бы находиться в районе 8000 пунктов, а никак не выше 14 000.