Производство электромобилей имеет шанс стать отдельной суботраслью, с иными, нежели в традиционном автопроме, игроками. Минпромторг России объявил о первых кандидатах на получение специальных инвестиционных контрактов для производства электромобилей (на данном этапе по методу крупноузловой сборки) — и оба не из нынешней автомобильной «обоймы».
Впрочем, «Моторинвест» из Липецкой области когда-то уже был контрактным сборщиком китайских кроссоверов Changan. Сейчас же, после трехлетнего простоя и подойдя к грани банкротства, компания заявила о планах на промсборку сразу нескольких моделей уже электрических «китайцев» двух производителей, один из которых известен: это Sichuan Yema Automobile Co., Ltd. Взять хотят модель EC60. Это компактный переднеприводной псевдокроссовер с мотором мощностью 115 кВт и внушительной батареей: 60 кВт/ч. Машина выпускается с 2019 года, не выделяется ни дизайном, ни передовыми решениями, зато обещает быть относительно доступной: сейчас ее цена в Китае 170 тыс. юаней, то есть менее 2 млн рублей по текущему курсу.
Что касается второго автопроизводителя, с которым «Моторинвест» намерен работать, то здесь точных данных нет. Источники говорят о компаниях китайского третьего эшелона, которые производят компактные малоизвестные у нас электромобили (а значит, низкокачественные, зато дешевые). Концепция развития автопроизводства на «Моторинвесте» предполагает выпуск первых двух тысяч электромобилей уже в этом году и удвоение выпуска — в следующем, для чего намечено инвестировать порядка 150 млн долларов.
А вот основатели питерского стартапа «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», созданного в июне прошлого года с уставным капиталом 10 тыс. рублей, больше известны в индустрии компонентов для электротранспорта. Это, в частности, Илья Рашкин, президент TGE Group, известной прототипом компактного 25-киловаттного электродвигателя для беспилотной авиации, а также концепцией гибридного квадрокоптера для ВМФ. Нынешний же проект, согласно официальному заявлению компании, предполагает производство развозных (полная масса — 3,5 тонны, грузоподъемность — до тонны, запас хода — 350 км) электромобилей с российскими компонентами электропривода и ходовой частью «УАЗ-Профи», разработанных в сотрудничестве с Санкт-Петербургским политехом.
При этом уазовцы заявляют, что проект сотрудничества с петербуржцами пока только на стадии экспертизы. Не исключено, что камнем преткновения станут собственные планы ульяновцев по электрификации своей продукции (включая техзадел УАЗа по этой теме, как собственный, так и совместно с НАМИ и чешской MW Motors).
Стартаперы планируют привлечь в проект около миллиарда рублей, собственных и заемных, — сумма, характерная скорее для «гаражных» проектов, чем для полноценного автопроизводства, — и производить в год до тысячи «первых российских грузомобилей полностью российского производства».
Окончательные результаты конкурса на получение СПИК будут объявлены не ранее 5 марта.