Самые громкие провальные IPO последних лет: кто в них виноват
В США в 2021 году прошло 481 IPO, в ходе которых было привлечено 167 млрд долларов. Это стало рекордом. Правда, инвесторов эти цифры вряд ли обрадуют: акции более половины вышедших на IPO компаний торгуются сейчас ниже, чем во время первичного размещения. «Эксперт» выбрал самые показательные неудачные IPO за 2020–2021 годы и попробовал разобраться, почему стоимость акций после листинга часто стремится вниз.
Американский брокер Robinhood, основанный еще в 2012 году, позволяет клиентам без комиссий торговать акциями, ETF, опционами и даже криптовалютой. Бизнес-модель проекта в свое время стала настоящей революцией в мире финансов. Сама компания при этом все равно зарабатывала: во-первых, с помощью премиальной версии сервиса Robinhood Gold, во-вторых, благодаря комиссиям за сделки на иностранных рынках, торговлю с плечом и т. д. В-третьих, и это главное, Robinhood получал проценты за передачу потоков клиентских денег более крупным компаниям Уолл-стрит, таким как Citadel Securities (см. «Хомяки против кукловодов», «Эксперт» № 7 за 2021 год).
В 2018–2019 годах приложение Robinhood, ориентированное на молодых людей в возрасте примерно 30 лет, было одним из самых модных в мире финтех-стартапов. При этом кроме восторженных отзывов в адрес проекта звучала и умеренная критика. Robinhood обвинялся в пропаганде торговли с кредитным плечом.
В 2020 году приложение смогло серьезно увеличить свою аудиторию. В него пришли неквалифицированные инвесторы с Reddit, массово вкладывавшие деньги в акции убыточных компаний, к примеру в Gamestop. В результате в первом квартале 2021 года число пользователей Robinhood выросло до 9,5 млн. На волне популярности было принято решение провести IPO, оно прошло в июле 2021 года. Компанию оценили в 32 млрд долларов при выручке в 1 млрд долларов и отсутствии прибыли. Во время первичного размещения было привлечено 2,1 млрд долларов, акции торговались по 38 долларов за штуку. По оценкам Robinhood, их чистая выручка от IPO составила около 1,89 млрд долларов.
Вначале акции после размещения росли, но затем началось затяжное падение. По данным на 3 февраля 2022 года, акции Robinhood стоят 14,02 доллара. Таким образом, они упали почти на 37% от первоначальной цены.
По данным за последние 12 месяцев, бизнес компании так и не стал прибыльным и пока улучшений не видно. У Robinhood отрицательное значение EBITDA (−1 млрд долларов). У компании стремительно снижается операционный денежный поток: по итогам последних 12 месяцев он стал отрицательным.
«Финансовые показатели, с которыми в июле компания вышла на IPO, были немного подрисованы, — говорит заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Были учтены слишком большие объемы сделок с криптовалютой, которые совершил некий загадочный пользователь приложения. Таким образом, была заложена большая позитивная динамика, ожидался приток новых клиентов. Однако в третьем-четвертом кварталах прошлого года он остановился». Сейчас инвесторы уже не видят возможности для финансового роста Robinhood.
Аналитик «Финам» Леонид Делицын соглашается, что все нарисованные в проспекте эмиссии финансовые планы компании не сбылись, однако он уверен, что падение акций пока далеко не катастрофическое и говорить о крахе компании, которую еще оценивают в 12 млрд долларов, рано.
В конце января Robinhood опубликовал информацию о чистом убытке в размере 423 млн долларов, которые он понес в последнем квартале 2021 года. Кроме того, в третьем квартале 2021-го число активных пользователей приложения сократилось с 18,9 млн до 17,3 млн человек.
Основными акционерами Robinhood являются крупные американские фонды. 10,26% компании принадлежит венчурному фонду NEA Management Company. Еще 9,92% — венчурной компании Index Venture Associates, 7,96% — компании Galio (РТС) Ltd. В капитал Robinhood также вошел инвестфонд Кэти Вуд ARK Investment Management (3,27%).
Компания Nikola из США смогла сделать себе серьезную рекламу, когда в 2016 году заявила о создании первого в мире водородного грузовика. Основатель Nikola Тревор Милтон утверждал, что водород идеально подходит для грузовых фур. Аккумуляторная батарея таких грузовиков снижает их грузоподъемность, в то время как водородное топливо — нет.
В компании также говорили, что якобы сумели изобрести новую технологию, снизив стоимость производства водорода с 14–16 до 2,5 доллара. Эта технология заявлялась как основанная на солнечной энергии: вода расщепляется на кислород и водород, после чего тот генерирует в автомобиле ток для электродвигателя. Водород дешевле бензина, соответственно, можно сэкономить на топливе.
Между тем, по словам старшего консультанта «Петромаркета» Константина Квона, к этому заявлению компании с самого начала стоило относиться скептически. Такая технология есть, но она известна не только Nikola. И пока ее не используют в автомобилях даже на стадии прототипа.
Nikola, однако, продолжала рассказывать о своих громких планах — к примеру, о строительстве собственного завода в Аризоне. К 2020 году компания собиралась открыть 50 водородных заправок в США. Кроме того, Nikola анонсировала разработку аккумулятора для грузовиков, который позволил бы проезжать на одном заряде 1600 км.
Все эти заявления привлекли к компании большое внимание, особенно со стороны инвесторов. Времени терять было нельзя, поэтому 4 июня 2020 года Nikola поспешила провести IPO. Стоимость акций в первый день торгов составила 33,75 доллара за штуку. Рыночная капитализация компании — 12 млрд долларов. Тревор Милтон стал миллиардером — его доля составила 3,7 млрд долларов.
Сразу после IPO Милтон заявил, что компания начинает принимать заказы на электрический пикап Badger. Таким образом, Nikola должна была выйти на поле легких автомобилей и составить конкуренцию Tesla. Однако пикапу не было суждено появиться на свет. Корпорация General Motors отказалась помогать компании Милтона в разработке.
Это произошло на фоне разразившегося скандала и обвинений Nikola в мошенничестве. Компания Hindenburg Research 10 сентября 2020 года выпустила доклад, где достаточно убедительно доказывалось, что Nikola все время вводила в заблуждение инвесторов. Обвинений было множество — некоторые основывались на том, что у компании якобы были несуществующие патенты. Так, окружная прокуратура Манхэттена предъявила Милтону обвинение в мошенничестве с ценными бумагами и электронными устройствами. Милтон якобы лгал о продукции Nikola и о перспективах продаж. Из-за этой лжи множество розничных инвесторов понесли убытки. Жалобу на Милтона также подготовила Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). В ведомстве подчеркивают, что бизнесмен, несмотря на раннюю стадию работ над продуктом, выдавал свой бизнес за зрелую компанию.
«Милтон сумел вывести на биржу через SPAC дырку от бублика. Она теперь и стоит как дырка, а не как бублик», — констатирует Леонид Делицын.
Когда через несколько дней после разоблачений акции Nikola упали, это ни для кого не стало сюрпризом. Компании нечего было противопоставить выдвинутым против нее обвинениям. Сейчас, по данным на 1 февраля 2022 года, акции стоят всего 8,37 доллара — на 24,8% дешевле, чем во время IPO. У компании за последний год отрицательный показатель EBITDA (−652,611 млн долларов). Cash flow за последние 12 месяцев — −261 млн долларов.
Крупнейший держатель акций Nikola (4,56%) — инвестиционная компания Vanguard Group, Inc., через свои фонды взаимных инвестиций. В числе других крупных инвесторов — Норвежский фонд национального благосостояния (Norges Bank Investment Management, 4,21% акций) и инвесткомпания американского финансиста Лоренса Финка Blackrock (3,37%).
Компания Duolingo была основана в конце 2019 года в городе Питтсбурге (США). Многие знакомы с ее продуктом — бесплатным приложением для изучения языков. Оно напоминает проект Coursera, где можно пройти обучающие курсы от преподавателей вузов. В Duolingo такие курсы представлены на 40 языках. В приложении можно не только изучить иностранные языки, но и пройти тесты на знание английского от разных университетов. Тесты платные, они являются одной из форм монетизации проекта. Так, прохождение теста Duolingo English Test обойдется в 49 долларов. Другой способ монетизации — премиум-версия Duolingo Plus, которую активировали 5% пользователей. Свой вклад в доход компании вносит и реклама.
Главным отличием Duolingo от схожих edtech-стартапов стала сильная геймификация. За прохождение уроков начисляются очки, за ошибки отнимается одна «жизнь».
В июле 2021 года компания провела IPO. Благодаря высокому спросу она смогла разместить акции дороже ранее объявленного диапазона — за 102 доллара за бумагу. Рыночная стоимость образовательного приложения составила 3,66 млрд долларов. В рамках IPO было привлечено 521 млн долларов. Поначалу акции бодро росли и к ноябрю подорожали на 50% — до 153 долларов. Однако потом подешевели и теперь находятся примерно на 2% ниже значений во время листинга. Это происходило вопреки росту числа активных пользователей и платных подписок, которые в третьем квартале 2021 года увеличились на 49% в годовом исчислении. Возможно, недоверие инвесторов отчасти связано с тем, что в декабре у пользователей начались проблемы: приложение было недоступно для миллионов клиентов в течение целого дня. Свою роль сыграл и общерыночный тренд: начиная с ноября инвесторы все меньше хотят владеть акциями «техов».
У компании — уже традиционно для выходящих на IPO компаний новой экономики — отрицательный показатель EBITDA и падает операционный денежный поток.
Как и в случае с Robinhood и Nikola, основными акционерами Duolingo являются крупные фонды: венчурный фонд KPCB DGF Associates (16,38% акций), Baillie Gifford and Company (13,08%), брокерская компания Gilder, Gagnon, Howe & Co (6,42%) и инвестбанк Morgan Stanley (5,60%).
Почему убыточные компании проводят успешные IPO и получают капитализацию в миллиарды долларов? Ответ прост: они точно знают, что их акции купят. В мире сегодня работает большое число крупных венчурных и инвестиционных фондов. Они готовы покупать буквально всё — это следствие огромного объема дешевых долларов, вылитых на рынки ФРС за годы количественного смягчения.
Как отмечает Александр Абрамов, основатели новых компаний и венчурные капиталисты сегодня убеждены: они останутся в выигрыше вне зависимости от того, что происходит с их акциями. Учредители в любом случае получают существенные средства.
Компании, как правило, завышают стоимость акций во время первичного размещения, но завышенные цены не отпугивают всевозможные инвестиционные фонды. Последние обладают значительным капиталом и, соответственно, запасом прочности; неудачи отдельных компаний им не страшны. Они охотно скупают все, что связано с модной ESG-повесткой, проекты, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии и другими секторами «зеленой» экономики, а также разные приложения — платформы, пытающиеся провести «уберизацию» всего и вся.
Как объясняет Леонид Делицын, такие фонды, инвестируя на долгий срок, могут набрать акций стартапов и только вышедших на IPO компаний и забыть о них на десять лет. За этот срок ценные бумаги некоторых компаний с перспективным продуктом могут и подрасти.
Но вот частные инвесторы, покупавшие раскрученные компании на IPO, вряд ли готовы забыть об убытках на долгие годы.