При принятии топливного регламента Таможенного союза под запретом оказалась отечественная разработка — присадка ММА. Несмотря на представленные доказательства ее безопасности, вопрос «завис» в Минэнерго РФ. Возвращение присадки может сделать российский топливный рынок более конкурентоспособным и защищенным от колебаний цен
Цены на топливо — постоянная головная боль российских водителей и бизнеса. Для борьбы с лавинообразными скачками цен государство применяет демпферный механизм, защищающий от перекоса в сторону экспорта нефтепродуктов и их дефицита на отечественном рынке. Но демпфер, сдерживая внутренние цены, не оставляет путей для их снижения, цены постоянно растут, пусть и медленно.
В случае острых кризисов, которые периодически происходят, например, на Дальнем Востоке, государству приходится прибегать уже к радикальным «ручным» мерам — начиная с субсидий на транспортировку топлива и заканчивая «вскрытием» запасов Росрезерва.
Между тем повысить конкуренцию на рынке производства бензина могло бы изменение одной строки технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
Согласно разработанному в 2011 году документу, с 1 июня 2016 года на территории России и других стран Таможенного союза разрешено использование только бензина 5-го экологического класса. В регламент как разрешенные для производства бензинов попали такие присадки, как метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ; кстати, он запрещен, например, в США) и трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ). Под запретом оказались присадки, созданные на основе разработки отечественных химиков — монометиланилина (ММА). Дело в том, что на момент утверждения техрегламента исследования, подтверждающие возможность безопасного применения этих веществ при производстве бензинов 5-го класса, просто отсутствовали.
К 2014 году производители предоставили в Минэнерго, курирующее вопрос доработки регламента, отчет об испытаниях бензина, произведенного с добавлением присадки на основе ММА. Исследования проводились совместно с ИЦ-НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» и подтвердили, что при использовании ММА в объеме не более 1% топливо не представляет опасности ни для экологии, ни для двигателей автомобилей. А этого 1% более чем достаточно для получения качественного высокооктанового бензина, в отличие от того же МТБЭ, доля которого в отечественном топливе может достигать 15%. Еще одни испытания, проведенные в 2014 году концерном BASF, подтвердили отсутствие негативного влияния ММА на силовые установки. Однако с 1 июня 2016 года запрет на применение ММА при производстве бензина вступил в силу в России, и с тех пор подвижек для решения этого вопроса нет. Таким образом, в стране сложилась ситуация, когда без реальных оснований с рынка вытеснен важный компонент, обеспечивающий развитие конкуренции и позволяющий защитить потребителя от дефицита продукции и, соответственно, снизить риск роста цен.
Кроме того, ограничения не только наносят ощутимый ущерб рынку нефтепродуктов, но и приводят к утрате лидерских позиций России в химической отрасли. ММА — уникальная отечественная разработка. Еще несколько лет назад производство монометиланилина было налажено только в нашей стране, при этом существовала сложная цепочка переработки бензола и анилина (основное сырье для синтеза ММА). К настоящему времени все анилиновые производства закрыты, и российские потребители анилина вынуждены его импортировать, в основном из Европы. А производство ММА освоили китайские и индийские компании, которые активно расширяют продажи по всему миру и вытесняют российских производителей. При этом действующий в РФ запрет не коснулся других химикатов аминогруппы — паратолуидинов, парабензидинов и анилина, которые значительно опаснее, но по-прежнему применяются на некоторых НПЗ.
На фоне регулярных топливных кризисов и скачков цен в поддержку возвращения ММА на российский рынок присадок звучит все больше голосов. Среди сторонников изменений и сотрудники ведущего нефтегазового вуза страны — РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина. Так, заведующий кафедрой технологии переработки нефти этого университета, доктор технических наук, профессор Владимир Капустин совместно с руководителем R&D ООО «Центр мониторинга новых технологий» (ЦМНТ) Всеволодом Савеленко подготовили исследование, посвященное текущему состоянию и перспективам производства и применения автомобильного бензина в России и потенциала монометиланилина как высокооктановой добавки. Проанализировав сложившуюся ситуацию и развитие рынка, авторы пришли к выводу, что возвращение ММА в качестве разрешенной добавки позволит увеличить производство бензинов АИ-92 / АИ-95 в стране на 1,4 млн тонн в год и создать потенциал наращивания выработки высокооктановых бензинов АИ-95 / АИ-98 /АИ-100 до 9 млн тонн в год. Кроме того, при соблюдении доли ММА в 1% повысится и экологичность топлива, поскольку появляется возможность существенно снизить содержание ароматических углеводородов в товарном бензине (1% монометиланилина эквивалентен 10% толуола). Позитивные изменения в случае возвращения ММА, уверены специалисты, ждут и химическую отрасль. На всех предприятиях цепочки синтеза монометиланилина появится до 1700 квалифицированных рабочих мест, а налоговые отчисления вырастут на 2,8 млрд рублей в год.
Остается надеяться, что Минэнерго учтет эти и многие другие доводы в пользу снятия запрета на использование ММА при производстве бензинов в объеме не более 1%. Такое решение не только станет эффективной мерой по укреплению рынка топлива, стабилизации цен, но и драйвером развития смежных отраслей промышленности.