Президент России Владимир Путин отправился с визитом в Китай. В ходе него он провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и принял участие в открытии зимних Олимпийских игр в Пекине. Ранее ряд стран во главе с США заявили о дипломатическом бойкоте Олимпиады, а лидеры некоторых других стран, формально не присоединившихся к бойкоту, «не нашли времени» посетить спортивный праздник. Таким образом, присутствие президента России на трибуне стадиона во время церемонии открытия Олимпийских игр стало знаком теплых отношений Москвы и Пекина. Открытие прошло при практически пустых трибунах, привычных еще с летней Олимпиады в Токио. Однако участие китайских военных в церемонии поднятия государственного флага КНР выглядело необычным. Впрочем, это право принимающей игры стороны — отражать дух времени и свои представления о прекрасном.
Кроме того, визит Путина в Китай проходит на фоне резкого охлаждения отношений России с Западом. Первого февраля, во время пресс-конференции после переговоров с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, президент России заявил об отсутствии положительной реакции США и НАТО на российские предложения по безопасности. «Мы не увидели адекватного учета трех наших ключевых требований, касающихся недопущения расширения НАТО, отказа от размещения ударных систем вооружения вблизи российских границ, а также возврата военной инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года, когда был подписан основополагающий акт Россия—НАТО», — сказал он.
На переговорах Путина и Си обсуждался вопрос российских требований к США и НАТО, и Пекин выразил полную поддержку российской позиции. «Стороны выступают против дальнейшего расширения НАТО, призывают Североатлантический альянс отказаться от идеологизированных подходов времен холодной войны, уважать суверенитет, безопасность и интересы других стран, многообразие их цивилизационных и культурно-исторических укладов, объективно и справедливо относиться к мирному развитию других государств», — говорится в совместном заявлении России и Китая. При этом Москва выразила поддержку Пекину в интересующей его области — в отношении активности США по противодействию Китаю в Тихоокеанском регионе. «Стороны выступают против формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе закрытых блоковых структур и противоборствующих лагерей, сохраняют высокую бдительность относительно негативного влияния на мир и стабильность в этом регионе индо-тихоокеанской стратегии США», — говорится в заявлении двух стран.
За политическим сближением последовали и новые экономические контракты. «Роснефть» подписала с китайской CNPC соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в течение десяти лет. В результате реализации этой договоренности около четверти добываемого «Роснефтью» «черного золота» будет экспортироваться в Китай. Стоимость контракта не называется, поскольку поставки будут привязаны к текущей рыночной стоимости нефти. Кроме того, «Газпром» объявил о подписании с CNPC долгосрочного договора о поставках природного газа по дальневосточному маршруту. «После выхода проекта на полную мощность объем поставок российского трубопроводного газа в Китай увеличится на 10 млрд кубометров и в совокупности достигнет 48 млрд кубометров в год (включая поставки по магистральному газопроводу “Сила Сибири”)», — говорится в сообщении российской компании. В январе «Газпром» согласовал с Монголией технико-экономическое обоснование строительства газопровода «Союз Восток», идущего в Китай, с пропускной способностью в 50 млрд кубов газа в год. Стоимость поставок российского газа в Китай не раскрывается, и она наверняка в разы меньше, чем сегодняшняя биржевая стоимость газа в Евросоюзе. Однако Китай, в отличие от ЕС, не борется с долгосрочными контрактами на поставку российских энергоресурсов, а приветствует их.