Фьючерсы на квоты на выбросы углерода начали стремительно расти. По данным на 3 февраля, углеродные фьючерсы торговались на крупнейшей европейской площадке European Union Emission Trading Scheme (EU ETS) по 94,81 евро за тонну парниковых газов. Буквально несколько дней назад, 1 февраля, этот контракт стоил чуть более 89 евро за тонну.
Быстрый рост фьючерсов на выбросы СО2 начался еще в конце 2021 года, в начале ноября они стоили около 60 евро, а ровно через месяц выросли примерно на 48%, до 89 евро.
Современная Европа буквально помешана на проблеме парниковых газов: там считают, что они провоцируют глобальное потепление. Часть таких газов вырабатывают промышленные предприятия. В прошлом году Евросоюз решил доказать, что всерьез настроен бороться с ухудшением экологии. Был опубликован пакет законопроектов, где декларируются намерение европейских стран отказаться к 2035 году от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и желание постепенно понизить лимит на вредные выбросы. А также было объявлено о плане ввести углеродный налог. Стоимость фьючерсов после таких заявлений пошла вверх.
Кроме того, зима 2021/22 принесла европейцам высокие цены на газ и безветренную погоду, что заставило больше, чем обычно, использовать уголь. Это, в свою очередь, подтолкнуло вверх цены на квоты на выбросы СО2 (жжешь уголь — будь добр купить квоту) и, конечно, цены на соответствующие фьючерсы.
Все это дало возможность заработать на активе биржевым спекулянтам. Как рассказал «Эксперту» декан факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО Владимир Шаповалов, в последние пару лет на рынок углеродных фьючерсов обратили внимание крупнейшие инвестиционные банки и их клиенты. «Это нашло отражение в их котировках, ведь экономические прогнозы роста еврозоны сравнительно скромные. По прогнозам Европейского центрального банка, рост составит 4,2 процента в 2022 году и снизится до 1,6 процента в 2024-м», — объяснил он.
Между тем превращение торговых площадок, где продаются углеродные фьючерсы, в спекулятивный инструмент — место для заработка — может спровоцировать серьезные проблемы в будущем. Квоты и фьючерсы должны стимулировать компании снижать вредные выбросы. И число таких контрактов, по идее, не должно превышать объем выбросов в той стране, где действует торговая площадка. Иначе может возникнуть излишняя волатильность актива.
Уже сейчас реальный объем контрактов трудно оценить, поскольку этот рынок остается достаточно закрытым. Ситуацию усугубляет его сложная структура. Фактически глобального рынка углеродных единиц нет, есть только локальные, никак не связанные друг с другом площадки. Фьючерсы на выбросы углерода торгуются на торговых биржах, всего таких площадок в мире около тридцати. Объемы торгов по этим контрактам уже сегодня измеряются в триллионах долларов. По мере того как будет ужесточаться регулирование углеродных выбросов, станет расти и спрос на такие активы.
Основными игроками рынка углеродных единиц являются компании и сертифицированные агентства. Европейские производители цемента, удобрений, алюминия и т. д. покупают квоты, превышающие бесплатные лимиты, либо продают излишки — «неиспользованные выбросы».
Розничным же инвесторам фьючерсы на углерод не подходят, отметил начальник управления аналитических исследований ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Размер контракта у этих фьючерсов слишком большой. Он заключается на 110 тонн, стоимость тонны составляет 95 долларов. Но уже появились и адаптированные для частников финансовые инструменты. Так, прошлым летом Сбер выпустил инвестиционные облигации, дополнительный доход по которым привязан к динамике фьючерсов на квоты на выбросы CO2.