Сбер начинает масштабную реорганизацию. В ближайшие месяцы он создаст новый холдинг e-commerce, в котором объединит «СберМаркет», «СберМегаМаркет», «СберЛогистику», «Сбер Еаптеку», «СММ Ретейл» и свою долю в совместном с VK предприятии. Новая структура будет называться «О2О-холдинг», его возглавит зампред правления Сбера Лев Хасис. Смысл выделения всех этих сервисов в единый холдинг, объясняют в банке, в том, чтобы обеспечить лучший клиентский опыт и синергию между сервисами и упрочить позиции Сбера на рынке электронной коммерции.
Выделение e-commerce-холдинга и сопутствующая реорганизация позволят Сберу упорядочить свои активы в сфере электронной коммерции, да и прочие нефинансовые сервисы, которыми госбанк активно обзаводился в последние годы. Так, крупнейшими e-commerce-компаниями у него являются «СберМаркет» и «СберМегаМаркет». Первый — сервис по заказу продуктов питания на дом, работающий с крупными торговыми сетями. Второй — классический маркетплейс.
Как отметил исполнительный директор «Оборота.ру» Иван Кургузов, объединение двух сервисов в один в будущем возможно. «Может быть, им изначально и дали похожие названия, чтобы когда-то объединить», — рассуждает эксперт, но напоминает, что даже в сумме оборот этих сервисов меньше, чем у Ozon и Wildberries. Так, «СберМаркет» в третьем квартале 2021 года увеличил оборот до 13,5 млрд рублей, а «СберМегаМаркет» продал товаров на 6 млрд. Оборот от продаж у Wildberries в третьем квартале прошлого года составил 214 млрд, у Ozon — 108 млрд.
Остальная экосистема Сбера также претерпит изменения: ее разделят на B2B-бизнес, который работает с юрлицами, и B2C, оказывающий услуги обычным людям. Это будет масштабное преобразование, так как в экосистему банка входит более 40 компаний. Среди них сервис доставки Delivery Club, такси «Ситимобил» и «Ситидрайв», облачные сервисы SberCloud, а также медиабизнес — онлайн-кинотеатр Okko и доля в группе Rambler & Co.
Как заявил в комментарии «Эксперту» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, экосистема Сбера выглядит сейчас как аморфное объединение не связанных друг с другом сервисов. «Среди них есть как довольно бурно растущие вроде “СберЛогистики” или “СберМаркета” (я говорю только о темпах роста, никак не касаясь их доходности), так и не особо успешные. Возможно, вывод этих проектов в отдельную структуру как-то поможет координировать общую стратегию их развития, ну и наверняка авторы идеи рассчитывают на синергетический эффект, пусть даже в скромных масштабах», — отметил он.
Есть также версия, что внебанковские сервисы Сбера выделяют в самостоятельное юрлицо для последующего проведения IPO. Инвесторам важно, чтобы у компании, чьи акции они покупают, была система корпоративного управления. Ее проще создать один раз, объединив все активы в один холдинг, чем каждый раз делать заново для каждого проекта.
Обычно выведение на биржу непрофильного актива увеличивает капитализацию материнской компании, но не всегда. Например, капитализация АФК «Система» до сих пор меньше, чем сумма принадлежащих ей долей МТС и Ozon. Кроме того, еще год назад сам Сбер собирался стать IT-компанией и экосистемой с банковской лицензией — чтобы, опять же, повысить свою капитализацию, так как «техи» казались более обласканными вниманием инвесторов, чем традиционные банки. Так что выделение нефинансовых сервисов сейчас выглядит как некая смена стратегии для Сбера.
Ранее он намеревался войти в тройку лидеров в e-commerce к 2023 году, а к 2030-му стать там номером один. Всего в нефинансовый сегмент Сбер может вложить 300–350 млрд рублей в ближайшие три года.
К 2023 году выручка от нефинансовых бизнесов должна расти на 100% ежегодно, а доля доходов от них в общем операционном доходе — превысить 5%. Сбербанк рассчитывает, что к 2030 году на долю нефинансовых сервисов будет приходиться 20–30% доходов. Хасис говорил, что многие сервисы для розничных клиентов выйдут в прибыль на горизонте до 2023 года, но вряд ли e-commerce: там очень жесткая конкуренция. Напомним, что тот же Ozon долгое время остается убыточным: инвестиции и захват рынка обходятся недешево.
Итогов за 2021 год пока нет, но известно, что все нефинансовые сервисы принесли Сберу за девять месяцев 121,7 млрд рублей — это почти втрое больше, чем за аналогичный период 2020-го. При этом убыток от нефинансового бизнеса за тот же период составил 32,2 млрд. И одним из самых убыточных в 2021 году стал сегмент e-commerce: за девять месяцев Сбер потерял на нем 22,4 млрд рублей. Увеличился также убыток от О2О-холдинга — совместного предприятия Сбербанка и VK: до 24,6 млрд рублей в 2021-м. Вполне возможно, что суть реорганизации проще, чем кажется: Сбер отделяет e-commerce, которая на горизонте ближайших пары лет, скорее всего, продолжит генерировать убытки, от другого нефинансового бизнеса и от банковских сервисов. Не то чтобы эти убытки были заметными для Сбера с его доходами (за 2021 год 1,2 трлн рублей чистой прибыли), но, похоже, захватывать мир с помощью экосистемы оказалось не так просто.