Кортеж огромных грузовиков в центре канадской столицы, забаррикадированные улицы и пограничные переходы на границе с США, а в дополнение существенные для страны экономические потери. Почти месяц североамериканское государство сотрясали антиправительственные выступления из-за карантинных ограничений, связанных с COVID-19. Нарушить нормальный ритм жизни в Оттаве смогли всего 18 тыс. человек. И только спустя месяц после начала акций властям удалось разрушить лагерь протестующих и наладить в стране нормальную жизнь. Последние большегрузы полиция отбуксировала из центра Оттавы 20 февраля.
Премьер-министр Джастин Трюдо торжественно объявил о завершении кризиса и отмене чрезвычайного положения. «Мы готовы подтвердить, что ситуация больше не является чрезвычайной. В ближайшее время генерал-губернатор Канады Мэри Саймон подпишет указ о прекращении действия закона о чрезвычайном положении. Уверены, что существующих законов и подзаконных актов достаточно для обеспечения безопасности людей».
Кризис начался с локальной акции дальнобойщиков, которая сразу переросла в общественное движение «Конвой свободы» (Freedom Convoy). Пятнадцатого января правительство Трюдо предписало водителям грузовиков предъявлять сертификаты о вакцинации на въезде из США в Канаду. А невакцинированным — просидеть на двухнедельном карантине. Хотя 90% водителей и столько же канадцев вакцинировались, эти меры некоторые посчитали явно вредными. Дело в том, что доход дальнобойщиков зависит от количества выполненных рейсов, поэтому из-за вынужденного простоя на границе они могли понести существенные финансовые потери. Некоторые невакцинированные водители рисковали потерять работу.
Через неделю сотни большегрузов заполонили автомагистрали и направились к канадскому парламенту в Оттаве. По пути их приветствовали тысячи горожан. Впоследствии участники разбили лагерь на Парламентском холме, блокировали дороги и мосты в крупных городах. Акция водителей вызвала отклик у других граждан: ежедневно к столице из сопредельных районов стекались десятки автомобилистов. По разным данным, всего в мегаполис прибыли три тысячи фур, грузовиков и пикапов, что практически парализовало автомобильное движение. К ним присоединились самые разные сочувствующие: от сторонников крайне правых идей до экологических активистов. Демонстранты выступали против антиковидных ограничений и за отставку Джастина Трюдо.
Акция протеста серьезно отразилась на экономике страны. Ряд автомобильных концернов объявили о полном или частичном закрытии своих заводов в США и Канаде из-за перебоев в поставках запчастей. Блокировка моста Амбасадор между Детройтом (США) и Уинсором (Канада) вызвала проблемы с транзитом продукции сельского хозяйства. Ежедневно по этому мосту проходит товаров на сумму свыше 300 млн долларов.
На этом фоне Джастин Трюдо 14 февраля впервые объявил о введении режима чрезвычайного положения. Закон позволил банкам замораживать личные счета участников протеста, а также наделил полицейских специальными полномочиями для разгона демонстрантов. Силовики установили вокруг места протеста сотню контрольно-пропускных пунктов и пригрозили арестовывать граждан, доставляющих митингующим продукты питания и предметы первой необходимости. А чуть позже они перешли в наступление, применив дубинки и светошумовые гранаты. В ходе этой операции полиция задержала 200 человек. В итоге 23 февраля столица Канады была зачищена от протестующих.
События в Канаде вдохновили водителей и в других странах. Сразу после разгона лагеря в Оттаве более 20 крупных фур и около 50 пикапов двинулись из городка Аделанто (Калифорния) в сторону Вашингтона. Они требуют отменить антиковидные ограничения и масочный режим. Сейчас в американской столице ведутся подготовительные работы к прибытию конвоя: Пентагон направил 400 невооруженных военнослужащих Национальной гвардии для помощи полицейским. Автомобильная колонна доедет до города приблизительно 5 марта.