Эмир Кустурица откликнулся на приглашение министра обороны РФ Сергея Шойгу возглавить Театр Российской Армии. В этой новости есть как минимум один странный момент. Дело в том, что Эмир Кустурица — кинорежиссер, а до недавнего времени по большей части музыкант, активно гастролирующий по России со своей группой Smoking orchestra, и к театру никакого отношения он не имел: в его биографии нет ни одной театральной постановки, не говоря уже о руководстве большим театральным коллективом. Театр Российской Армии в последние годы не мог похвастаться удачными спектаклями, но это не означает, что приход сербского кинорежиссера, чьи самые яркие творческие достижения, включая две «Золотые пальмовые ветви» на Каннском фестивале за ныне полузабытые фильмы «Папа в командировке» и «Андеграунд», способен исправить текущее положение дел. Быть художественным руководителем театра — редко встречающийся дар, и людей, обладающих им, не хватает на многочисленные российские театры. Приглашать возглавить отечественные театры иностранцев не слишком распространенная практика. И удачные примеры: литовцы Римас Туминас в Театре имени Евг. Вахтангова, руководивший им на протяжении 15 лет, и Миндаугас Карбаускис, проработавший в Театре Маяковского одиннадцать лет, — выпускники ГИТИСа (оба на этой неделе заявили о своем уходе с поста художественного руководителя). «Млечный путь», последний снятый Эмиром Кустурицей фильм, в котором он сам и Моника Беллуччи сыграл главные роли, особых лавров не снискал, продемонстрировав зрителям, что режиссер вошел в стадию творческого заката. Вопрос: вспыхнет ли в нем творческий импульс в стенах Театра Российской Армии? Возможно. В творческих профессиях иногда важнее всего верить в себя. Не исключено, что режиссер, в первой половине своей жизни прославивший балканский кинематограф, во второй, может быть, не в такой же степени, но все же прославит российский театр.