Отечественные производители зубных имплантатов готовы потеснить зарубежных конкурентов на домашнем рынке за счет более низкой цены и, что важнее, использования инновационного материала
Российский рынок дентальных имплантатов оценивается примерно в 1,5 млн штук в год, и в настоящее время основными поставщиками остаются иностранные компании. Как будут развиваться события в дальнейшем и уйдут ли из-за санкций западные компании из нашей страны, пока непонятно. Челябинский производитель титановых имплантатов уверен, что при должной финансовой поддержке со стороны государства бóльшую часть рынка заместить отечественными производителями вполне возможно. Свою ставку здесь делают на нанотитан — разработку начала 2000-х, «убежавшую» на Запад и не нашедшую тогда применения на домашнем рынке. Теперь она стала востребованной и здесь. Хотя одно из звеньев технологической цепочки по-прежнему находится за рубежом.
Генеральный директор компании Dental Synthesis (Челябинск) Дмитрий Горбунов считает, что заместить импорт в сфере дентальной имплантологии отечественными аналогами вполне возможно, но есть целый ряд нюансов. «Дело в том, что дентальный имплантат — изделие высокотехнологичное и существуют такие параметры, как макродизайн и микродизайн, связанные с особенностями организма человека, — объясняет он. — То есть нужно сначала разработать эти параметры, далее провести клинические и токсикологические исследования и еще кучу других, потом год потратить на сертификацию как медицинского изделия. В общем, весь процесс от начала до конца может по времени занимать от трех до пяти лет». К тому же, по его словам, российские доктора предпочитают использовать изделия, дающие гарантированный результат. С одной стороны, упрекнуть их сложно, поскольку речь идет о здоровье человека. С другой — эти сомнения, а вместе с ними и сопротивление новым изделиям тормозят выведение на рынок чего-то нового.
Цена зубного имплантата иностранного производства в среднем по рынку составляет 10–12 тыс. рублей. Челябинцы утверждают, что их продукция в два раза дешевле. «Как нам удалось сбить цену? За счет уникальности и инноваций, — поясняет Дмитрий Горбунов. — У нас всегда была цена ниже рынка, и мы ее просто не меняли, а в связи с ростом курса доллара цены на импортную продукцию выросли. А на нашу остались на том же уровне». Ноу-хау Dental Synthesis — использование такого материала, как нанотитан.
«Процесс его получения можно описать так: стандартный титан марки Grade 4 (к его преимуществам перед другими марками относятся лучшая биологическая совместимость, отсутствие в составе токсичного ванадия, лучшая стойкость к коррозии и практически полное отсутствие аллергических реакций) подвергается механическому воздействию (давлению), в результате которого уменьшается кристаллическая решетка и увеличивается прочность. Например, Grade 4 выдерживает 720 Мпа на разрыв, а нанотитан — почти в два раза больше: 1300 Мпа, — поясняет он. — К тому же не стоит забывать, что нанотитан был изобретен в 2000-х годах учеными Уфимского государственного авиационного технического университета, но, так как в России он не был востребован, технология его получения тогда “ушла” на Запад, а теперь возвращается».
Основной разработчик нанотитана и технологии его производства, ведущий ученый лаборатории «Механика градиентных наноматериалов имени А. П. Жиляева» Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова Георгий Рааб пояснил «Эксперту», что пока трудно говорить о спросе на нанотитан: в России он делает только первые шаги. «Но в нынешних условиях нанотитан ждет повышенный спрос, поскольку наш рынок был ориентирован на потребление преимущественно импортных изделий (в таких сегментах, как дентальная имплантация и челюстно-лицевая хирургия, доля импорта 90–100 процентов), — отмечает он. — К тому же преимущества нанотитана в медицине и бреши на рынке обеспечат создание российских брендов на базе новых, конкурентоспособных свойств, что должно подтолкнуть рост спроса».
По мнению ученого, выпуск нанотитана можно довести до нескольких сотен килограммов уже в этом году. «А наличие спроса позволит довольно быстро нарастить объемы до нескольких тонн в год за счет модернизации производства и организации устойчивых логистических связей, а также снизить уровень затрат и цены», — полагает он.
Проблема производства нанотитана в том, что делают его из титановых прутков особого размера, которые в России не производятся. Титан в больших объемах продается за границу, где из него по заказу российских потребителей и изготавливают прутки нужного размера. По прибытии в Россию их подвергают специальной обработке для получения нанотитана.
Сделать такой пруток можно и в России, но проблема в станочном парке. Станков для изготовления титанового прутка в стране нет.
Впрочем, есть проблемы и с оборудованием для механической обработки изделий: это тоже станки иностранного производства, в основном немецкие и японские.
Сейчас Дмитрий Горбунов и его коллеги заняты поиском китайских аналогов. «Пять станков можно приобрести в России и один, самый нужный, — в Китае. Или можно найти в России бывшие в употреблении, так как из Германии привезти будет сложно, — перечисляет он. — Но с “бэушным” оборудованием есть проблемы: под него, как правило, денег не дают». По его словам, в этом вопросе как раз и нужна поддержка со стороны государства в виде субсидирования покупки бывших в употреблении станков.
Сегодня, по его словам, для пятерки российских компаний («Русимпланта», «Ликостома», «Ортоса», «Конмета» и Dental Synthesis) с объемом рынка менее 1% открывается окно возможностей размером в 99% рынка. Хотя стоит признать, что по-настоящему отечественными производителями из них можно назвать лишь три компании. По данным из открытых источников, первые две из этого списка производят (или производили до последнего времени) свою продукцию на предприятиях, расположенных в Италии и Германии, хотя и по собственной технологии. Другие две на запрос «Эксперта» не ответили.
Что же касается самого титанового прутка, то сложностей в его изготовлении нет. «Просто своих производителей у нас единицы, потому и объем потребляемого титанового прутка очень маленький, — говорит Горбунов. — Так что глобальному поставщику
“ВСМПО-Ависма” было невыгодно его нам продавать. Они отправляют его большими объемами за рубеж, там делается обыкновенный пруток Grade 4 нужного качества, мы покупаем его для изготовления простых моделей, а часть перерабатываем в нанотитан. У нас есть компетенции для организации производства собственного титанового прутка, но, опять же, нужна финансовая поддержка для закупки оборудования и помещений».
Нанотитан челябинского производства способен выдерживать нагрузку на разрыв в два раза больше (около 1300 МПа), чем наиболее часто используемая сегодня в протезировании марка титана Grade 4
Аналитики и практикующие стоматологи отмечают нестабильность на рынке имплантатов, которая складывается из-за курсовой разницы валют. Предсказать валютный курс невозможно, поэтому прогнозы могут быть как пессимистическими, так и оптимистическими. По мнению управляющего партнера агентства B&C Agency Ивана Самойленко, сегодня российские стоматологии используют в основном иностранные материалы, поэтому в этой сфере подорожание услуг неизбежно. «Но есть и положительные новости: сама отрасль пока не подпала под санкции, а значит, поставки товара будут продолжаться, — отмечает он. — Так что ситуация может стабилизироваться в течение нескольких месяцев». Он уверен: наши компании, которые займутся импортозамещением медицинского оборудования, получат новые стимулы для развития и поддержку со стороны государства.
Главный врач медицинского стоматологического центра «Куркино» Николай Ожерельев не против использовать имплантаты российского производства, но лишь в том случае, если их качество будет соответствовать общепринятым стандартам. «В финансовом плане для пациентов имплантация с применением отечественных продуктов, вероятно, обошлась бы дешевле, чем с использованием импорта, — предполагает он. — Впрочем, насколько я знаю, производство имплантатов в России происходит все равно с использованием зарубежного оборудования. В том же Челябинске их делают из нашего авиационного титана, но на японских станках. То есть импортная составляющая все равно присутствует. А для того чтобы делать стопроцентно отечественные имплантаты, нужны инвестиции».
Стоматолог Михаил Саулин настроен более пессимистично. «Сейчас бизнес, в том числе стоматологический, сильно зависит от общей экономической ситуации: цены выросли, как и везде, — отмечает он. — Если мы говорим про клиники, у них большая часть расходов падает на аренду помещения, фонд оплаты труда, налоговые выплаты и кредиты. Все это накладывает свои ограничения и требует принимать быстрые решения, чтобы выжить». Еще одна больная проблема, по его мнению, заключается в том, что большинство материалов, среди них имплантаты, инструменты и техника, производятся за рубежом. «В ближайшее время мы можем столкнуться с задержками поставок и кратным увеличением цен на материалы из-за роста курса доллара, — предупреждает он. — Сейчас пациенты, которые идут по длительному протоколу: с имплантацией, коронками, винирами, — могут не почувствовать большой разницы, так как все материалы заранее заказаны и отложены. Но те, кто начинает лечение, могут столкнуться с повышением цен в диапазоне от 30 до 80 процентов, в зависимости от сложности и количества материалов, а в худшем случае — с нехваткой расходных материалов». При этом врач считает, что сопоставимых по уровню качества отечественных или даже китайских аналогов не существует, поэтому в ближайшее время на российском стоматологическом рынке возможны серьезные потрясения.
От редакции:
«Эксперт» начал новый проект «Окна возможностей». В секторе, о котором идет речь в статье, явно отрывается окно возможностей.
1. Для производителей собственно имплантатов, которые могут серьезно потеснить зарубежных производителей на домашнем рынке и за счет использования инновационных материалов и технологий выйти и на внешние рынки.
2. Для изготовителей специальных инструментов, используемых при установке имплантатов, а также станков и оборудования для их изготовления.
Если у вас есть интерес к этому сегменту рынка, вы можете написать нам, пройдя по ссылке, и мы опишем ваши предложения в ближайших выпусках журнала.