Узбекистан — это не только ценный хлопок, но и крупный рынок для российского автопрома. Решение АвтоВАЗа (совместно с партнером из Узбекистана компанией Roodell) расширить сборочное производство с отверточного до сборки полного цикла выглядит логичным по многим причинам.
Во-первых, программа построения национальной автоиндустрии в Узбекистане выходит на новый виток. Под руководством известного в России своей работой на ГАЗе и АвтоВАЗе Бу Андерсона в стране продолжается создание полноценной отрасли, в том числе производства комплектующих. Пока на государственные средства, но на ближайшее время намечена частичная приватизация активов для развития программы производства автомобилей и компонентов. Ее реализация позволяет, среди прочего, диверсифицировать потоки материалов и компонентов и для головного предприятия в Тольятти. Но важнейший резон для АвтоВАЗа расширить свое присутствие в регионе — перспективы дальнейшей экспансии. Речь идет не только о традиционно лояльном продукции АвтоВАЗа, при этом все более конкурентном узбекском рынке, но и, в перспективе, о рынках соседних регионов, в частности Ирана.
Нынешняя площадка по сборке автомобилей «Лада» расположена на территории свободной экономической зоны в Джизакской области Узбекистана. В прошлом году начиная со второй половины сентября выпущено 650 автомобилей Vesta SW и XRay, план на нынешний год — 4,5 тыс. машин. С вводом новых цехов в 2024 году масштабы производства, скорее всего, останутся на том же уровне, вырастет только уровень локализации за счет сварки и окраски, а также в результате использования местных комплектующих.