Зарегистрированная в Нидерландах материнская компания «Яндекса» Yandex N. V. объявила, что приостанавливает инвестиции в России и за рубежом из-за геополитической напряженности и международных санкций. «Мы сократили или приостановили многие запланированные инвестиции в наш бизнес как внутри страны, так и за рубежом», — говорится в официальном отчете компании по итогам 2021 года, направленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Кроме того, из этого документа следует, что «Яндекс» отзывает свой прогноз на 2022 год, в котором предприятие предполагало по итогам года получить выручку в 490–500 млрд рублей.
Вскоре после выхода отчета появились панические предположения, что «Яндекс» чуть ли не останавливает свою деятельность и сворачивает основную часть проектов в России, бросая пользователей на произвол судьбы. Однако это не так: содержание отчета можно воспринимать как необходимый в нынешней ситуации жест для западной аудитории, которой в условиях антироссийской истерии приятно узнать, как страдает крупный российский бизнес.
На самом деле основные направления бизнеса «Яндекса» продолжат развиваться, это позже подтвердила пресс-служба компании в своих комментариях. «Публичные компании должны предупреждать своих акционеров обо всех возможных рисках, даже гипотетических, — заявили в “Яндексе”. — Тем не менее “Яндекс” продолжит инвестировать в ключевые направления бизнеса в России, в том числе в поисковые технологии, транспортные и стриминговые сервисы, электронную коммерцию и другие. Приостановлены будут инвестиции в новые и экспериментальные сервисы, позже они могут быть возобновлены».
Скорее всего, на паузу поставят дальнейшее финансирование разработок в области роботизированных решений для автомобилей или для беспилотной доставки, которыми специалисты компании серьезно занимались в последние годы. Продукты в этой области, скорее, вопрос будущего, а сегодня нужно концентрироваться на решении текущих задач в новых экономических условиях, одновременно открывающих и дополнительные возможности. Это, в частности, облачные сервисы: они становятся особенно востребованными сейчас, в условиях ухода многих иностранных ИТ-компаний из России и недоверия к ним. У компании также остается потенциал развития решений в области электронной коммерции, стриминговых технологий аудио и видео, наконец, поисковой системы «Яндекса», у которой в мире всего несколько конкурентов.
Намерение дальше сохранять динамику развития наиболее перспективных направлений также иллюстрирует объявленная недавно образовательная программа: в ее рамках курьеры, сотрудничающие с «Яндекс.Едой», «Яндекс.Лавкой» и «Яндекс.Доставкой», теперь смогут освоить новые ИТ-профессии. Бывшим доставщикам пиццы и других товаров предлагается возможность получить, например, новую специальность — тестировщика, разработчика, аналитика, дизайнера, которых сейчас остро не хватает на российском ИТ-рынке.