Быстрая реакция и опора на собственные IT-решения позволили компании «Столото» сохранить позиции надежного поставщика услуг в области развлечений
Уход из России иностранных софтверных компаний, отказ в технической поддержке ранее поставленных продуктов, принес проблемы тем, чей бизнес во многом завязан на цифровую среду. В лучшем положении оказались те игроки, которые уже использовали отечественные IT-решения. Впрочем, и им приходится оперативно реагировать на происходящие изменения.
Сегодня билеты государственных лотерей покупает каждый третий россиянин, и более 50% этих билетов, по данным крупнейшего распространителя государственных лотерей «Столото», продается онлайн. Этот показатель продолжит расти, ожидают в компании. Интернет для молодой аудитории — это привычный и удобный способ потребления развлекательного контента. «Государственные лотереи сегодня — это полноценный участник сегмента развлечений. Мы конкурируем с онлайн-кинотеатрами, играми, аудиокнигами. В силу того, что сдвиг потребления уходит в “цифру”, не идти туда невозможно. Поэтому обеспечение кибербезопасности участников государственных лотерей стоит для нас во главе угла», — рассказывает Екатерина Тутон, заместитель генерального директора многопрофильного холдинга S8 Capital, в который входит бренд «Столото».
Распространение билетов государственных лотерей происходит и в офлайне. Но и здесь не обошлось без цифровой среды: более 100 тыс. точек продаж во всех федеральных округах РФ, где продаются лотерейные билеты «Столото», и 45 тыс. точек выплат выигрышей включены в единый IT-ландшафт. Здесь можно приобрести не только привычные типографские билеты, но и электронные, зарегистрировав их на номер мобильного телефона. В момент продажи каждого билета гослотерей транзакция проходит обязательную фискализацию и одномоментно поступает в единую базу проданных и участвующих в конкретном розыгрыше билетов. Ведь именно из выручки от проданных билетов формируется разыгрываемый призовой фонд. И только фискализированные билеты могут принять участие в розыгрыше. Все эти процессы обеспечивает ландшафт из более чем 140 различных IT-систем, позволяя проводить почти 600 розыгрышей в сутки и осуществлять выплаты в среднем более 500 тыс. выигрышей каждый день.
Ядро IT-платформы цифровой экосистемы S8 Capital — уникальная разработка компании ТК «Центр» (входит в список аккредитованных компаний Минцифры России, является владельцем бренда «Столото»). Собственная процессинговая система может обработать до 800 сквозных финансово значимых процессов в секунду. Решение опираться именно на IT-продукты собственной разработки было принято несколько лет назад, когда S8 Capital начала процесс цифровой трансформации входящих в холдинг бизнесов, в том числе «Столото».
По итогам 2021 года совокупный размер разыгранного призового фонда в государственных лотереях под брендом «Столото» составил 34 млрд рублей, а общее количество выигрышных лотерейных билетов — 178,1 млн штук.
Государственные лотереи — это значимый источник пополнения бюджетов разного уровня. Перечисленные целевые отчисления от лотерейной деятельности в бюджет РФ на цели развития физкультуры и спорта общим накопительным итогом на 30 сентября 2021 года превысили 16,9 млрд рублей. Общий объем перечисленных отчислений и сборов в бюджеты разных уровней (включая целевые отчисления) от распространения билетов государственных лотерей под брендом «Столото» за указанный период — это уже более 35,5 млрд рублей. При этом рост отчислений от лотерей заложен в модель финансирования Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Чем больше цифровизация проникает в различные сферы жизни людей, тем активнее в этом же направлении действуют и мошенники. По итогам 2021 года почти 40 млн человек приобрели хотя бы один лотерейный билет. Поэтому как безопасность персональных данных участников лотерей, так и стабильная работа всех систем и платформ критически важны для обеспечения рабочих процессов государственных лотерей. Совместно с партнерами и правоохранительными органами «Столото» ведет круглосуточную борьбу с кибермошенниками.
Только за 2021 год «Столото» совместно с Group-IB (российский разработчик решений в области информационной безопасности) и правоохранительными органами обнаружил и заблокировал 23 685 ресурсов, которые действовали под видом популярных гослотерей или нелегально использовали бренд «Столото». Из них 22 590 пришлось на мошеннические сайты, 1021 — на фейковые аккаунты и группы в соцсетях, 74 — на фейковые мобильные приложения. Причем во втором полугодии 2021 года активность мошенников значительно возросла: количество заблокированных мошеннических ресурсов, действовавших под видом гослотерей, было в два раза больше, чем в первом полугодии.
2022 год принес новые проблемы: из-за отказа иностранных компаний поддерживать свои программные продукты россияне лишились возможности производить бесконтактную оплату при помощи таких сервисов, как Apple Pay и Google Pay. Исправить ситуацию удалось за счет перехода на бесконтактную оплату при помощи Системы быстрых платежей. Если раньше она использовалась только на основной и мобильной версии сайта «Столото», то сейчас — на всех цифровых платформах. «Весь наш цифровой ландшафт построен на собственной разработке, а персональные данные пользователей всегда хранились только на российских серверах, речи о трансграничной передаче данных никогда не шло. В текущих условиях это особенно важно, — считает Екатерина Тутон. — Что касается приостановивших свои лицензии в России иностранных облачных сервисов, которые мы использовали, то все наши данные нам удалось своевременно и оперативно перенести на российские решения».
Справляться с вызовами «Столото» позволяет компетентность и экспертиза собственных IT-специалистов, гибкость решений, постоянное внимание к изменению среды и клиентоориентированность, заключает Екатерина Тутон.