В России больше не осталось производителей мотоциклов. Ural Motorcycles (бывший Ирбитский мотозавод) в ближайшее время будет собирать свою продукцию только в казахском Петропавловске.
Выхода не было. Немалая доля комплектующих — подсанкционная, в том числе немецкие шестерни, итальянские тормоза и японская система питания, заместить которые без переработки конструкции сложно и дорого. Но еще хуже, что основные рынки сбыта (более 90%) — это США, Западная Европа и Япония, блокирующие импорт из нашей страны. Пришлось срочно делать мотоцикл нероссийским. Так сборочная площадка переместилась в казахский Петропавловск, в 600 километрах от Ирбита, если добираться на автомобиле, и в 488 километрах по прямой. Новый цех занимает около 7000 кв. м, из которых 2000 — сборочный участок, остальное — складские помещения.
По словам генерального директора компании Ильи Хаита, с логистической точки зрения Петропавловск еще хуже Ирбита, зато релоцировать бизнес получится за два-три месяца. Точнее, его часть: в Петропавловске пока станут осуществлять только крупноузловую сборку — рамы, баки и коляски будут приходить из Ирбита уже окрашенными. Сама же продукция не изменится ни на йоту, в том числе по ассортименту комплектующих.
Не исключено, что Казахстан — временный вариант. Еще в 2009–2010 годах Хаит рассматривал перенос производства из России ближе к рынкам сбыта (на тот момент европейским), велись подобные переговоры и позднее. Не оставили ирбитчане и планы разработать новую платформу, возможно даже электрическую, но непременно с коляской.
По неофициальным данным, в 2021 году Ural Motorcycles продал по всему миру около 2400 мотоциклов. Из них в России не более семидесяти — примерно как мотоциклов Vespa, MV Agusta и другой экзотики. Лидером же российского моторынка в прошедшем году остались BMW (2831 штука, по данным агентства «Автостат»), а любимых отечественными чиновниками и топ-менеджерами госкорпораций мотоциклов Harley-Davidson продано 1239 штук.