Финская компания Fennovoima заявила о расторжении контракта с «Росатомом» на строительство АЭС «Ханхикиви-1». Причиной, по словам ее руководства, стали значительные задержки поставок оборудования со стороны компании RAOS Voima Oy (на 100% принадлежит «Росатому») и «неспособности выполнить проект». «В последние годы наблюдались значительные и растущие задержки», — заявили в компании, отметив, что ситуация на Украине усугубила риски проекта.
Контракт на строительство АЭС «Ханхикиви-1» заключен в 2013 году. Нужно отметить, что «Росатом» был не первым потенциальным претендентом: до него финская сторона вела переговоры с французской Areva и японской Toshiba. Однако условия, выставленные заказчиком, эти компании не устроили. «Росатом» же согласился построить станцию мощностью 1,2 ГВт. В начале 2014 года «Росатом» стал крупнейшим акционером Fennovoima, купив 34% ее акций почти за 36 млн евро. «Росатом» взял на себя львиную долю финансирования проекта, который оценивался в 7–7,5 млрд евро. Из них на «Росатом» приходилось 5 млрд, причем 2,4 млрд из них он намеревался привлечь из Фонда национального благосостояния. Был также подписан контракт стоимостью 450 млн евро на поставку для станции в течение десяти лет российского топлива. Учитывая, что установленная мощность энергосистемы Финляндии составляет чуть более 17 ГВт, а также то, что страна около 20% необходимой ей электроэнергии импортирует, в том числе из России, «прибавка» в виде «Ханхикиви-1» оказалась бы весьма кстати.
И все же контракт был разорван. И причины этого в первую очередь политические.
«Учитывая специфику EPC-контрактов, а также отсутствие в санкционных списках ГК “Росатом”, представляется, что возможные риски можно было бы нивелировать и продолжить строительство, например как в случае с турецкой АЭС “Аккую”, — считает старший юрист московской коллегии адвокатов “Град” Давид Кицмаришвили. — EPC-контракты предусматривают, как правило, практически полную ответственность подрядчика за должное выполнение строительных и инженерных работ, а также за поставку необходимого оборудования и материалов (в том числе за действия субподрядчиков)».
Отсюда недоумение, которое не скрывают в «Росатоме». «Основания такого решения абсолютно непонятны. Проект прогрессирует, налажена командная работа заказчика и подрядчика, о чем акционерам компании и в СМИ неоднократно сообщал генеральный директор компании Fennovoima, — пояснила госкорпорация в официальном пресс-релизе. — RAOS Project Oy добросовестно выполняет свои обязательства, основные документы, необходимые для выдачи регулятором лицензии на сооружение АЭС, были переданы заказчику еще в прошлом году. Более 98% из них заказчик передал в STUC (Национальный регулятор Финляндии в области атомной энергетики. — “Эксперт”), и ожидалось, что в апреле–мае Fennovoima Oy завершит передачу документов регулятору».
Отметим, что угрозы другим зарубежным проектам «Росатома» пока не наблюдается. Так, по итогам встреч в Стамбуле гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева с гендиректором МАГАТЭ Рафаэлем Мариано Гросси, главой МИД Венгрии Петером Сийярто и министром энергетики Турции Фатихом Донмезом было заявлено, что «Росатом» продолжит выполнять зарубежные контракты, в том числе в Турции (АЭС «Аккую») и Венгрии (АЭС «Пакш» и «Пакш-2»).
«Если заявления “Росатома” соответствуют действительности и финский заказчик Fennovoima Oy расторг договор без существенных оснований, у “Росатома” есть все возможности обратиться в суд для взыскания убытков (как реального ущерба, нанесенного односторонним расторжением договора заказчиком, так и упущенной выгоды), — отмечает Давид Кицмаришвили. — А при надлежащем доказывании факта и размера причиненного ущерба подрядчик имеет все шансы добиться приемлемого для себя решения».