ФРС еще под гипнозом

Читать на monocle.ru

Не этого ждали от Джерома Пауэлла: на фоне разгона инфляции и в США, и во всем мире не только логичным, но и прямо необходимым выглядит серьезное ужесточение денежно-кредитной политики. Это означает быстрое повышение ставки и не менее быстрое сворачивание баланса ФРС (продажа облигаций, купленных в предыдущие годы). Однако она все никак не может на такое решиться.

На заседании 4 мая американский регулятор повысил ставку на 0,5 п. п., до 1%; это было ожидаемо. Но Пауэлл ясно дал понять, что повышений на 0,75 п. п. в текущем году точно не будет (такое повышение ожидалось в июне), а самое главное, что сворачивать свой баланс ФРС будет медленнее, чем ожидалось. Летом она станет ежемесячно сбрасывать лишь по 47,5 млрд долларов и только в сентябре ускорится и начнет сокращать по 95 млрд ежемесячно. До этого игроки ожидали, что уже с июня ФРС будет сокращать баланс на 95 млрд.

Почему вообще так много разговоров вокруг баланса ФРС, который вплотную приблизился к 9 трлн долларов? Дело в том, что все девять триллионов — это купленные ФРС облигации, по большей части гособлигации США и ипотечные ценные бумаги. Иными словами, США сами печатают деньги и на них сами покупают свой же госдолг. Именно в этом суть так называемого количественного смягчения — массированной заливки экономики деньгами. И именно в этом причина разгона инфляции, который наблюдается в США и в других странах (см. график 1).

Сама скупка новых долгов прекратилась в марте нынешнего года, но с июня ФРС начнет их продавать. Основной вопрос — найдется ли тот, кто захочет их купить. Тут и вступает в дело инфляция: при текущих ставках в размере около 3% по длинным US Treasuries и инфляции в 8,5% инвестиции в них означают потерю 5,5%. Разумеется, ключевая ставка ФРС в 3%, которую Пауэлл в мае назвал нейтральной, на самом деле вовсе не нейтральная: она также находится глубоко в реально отрицательной зоне. Зачем инвесторам терять деньги? Главные иностранные держатели США Япония и Китай. Последний вряд ли захочет дальше наращивать портфель американского госдолга, а у Японии полно своих проблем.

Но и резко поднять ставку ФРС не сможет: это означает сильный рост заимствований, а его некоторые американские компании и граждане, да и экономика в целом, могут не пережить. Похоже, последняя надежда Пауэлла, — «мягко» посадить долговой и фондовый рынки, не допустить их резкого обвала и надеяться на приток капитала с развивающихся рынков и из ЕС, пока Европейский центральный банк находится в еще большем оцепенении. Но развивающиеся рынки вроде Бразилии активно поднимают ставки, не дожидаясь коллапса, а американские рынки уже начали подозревать неладное (см. график 2).