Народ обрушил Netflix

Как закончилась история самой дорогой медиакомпании

Читать на monocle.ru

После того как американский стриминговый сервис Netflix сообщил в конце апреля о серьезном оттоке подписчиков, акции компании упали почти на 40%. А c пика, показанного в октябре 2021-го, акции обвалились на 76% — это самый оглушительный провал в стане FAANG. Пузырь, который в последние годы представляла собой капитализация Netflix, сдувается.

В 2021 году Netflix потратила рекордные для себя 17 млрд долларов на производство контента. Но это не такие уж большие цифры для индустрии кино: в 2021 году гигант Disney вложил 25 млрд долларов в свои оригинальные проекты

Закономерное снижение

Netflix существует с 1997 года. Тогда это был первый в мире интернет-магазин проката DVD, сейчас — крупный стриминговый сервис, годовая выручка которого за 2021 год составила 29,7 млрд долларов (выросла на 19% по сравнению с предыдущим годом). Транслировать фильмы Netflix начал в 2007 году, а в 2011-м перешел к производству контента — многие помнят нашумевший сериал «Карточный домик». Новацией стали алгоритмы анализа предпочтений подписчиков — вплоть до того, в какой момент человек поставил фильм на паузу и через какое время вернулся к просмотру. Считалось, что это позволяет еще плотнее «подсаживать» людей на сериалы и фильмы. К 2018 году Netflix по капитализации обогнала Disney.

Но взлет на фондовом рынке дорого обходился компании. Ей надо было все время демонстрировать высокие темпы роста числа подписчиков — а для этого запускать все больше и больше качественных сериалов. Плюс в сегменте стриминга появлялось все больше конкурентов, включая таких тяжеловесов, как Disney или Apple.

В 2021 году Netflix потратила рекордные для себя 17 млрд долларов на производство контента. В 2020 году траты на контент составили 11,8 млрд долларов, в 2019-м — 13,9 млрд. Но это не такие уж большие цифры для индустрии кино: в 2021 году гигант Disney вложил 25 млрд долларов в свои оригинальные проекты. При этом из 14,6 млрд долларов выручки контентного подразделения Disney в 2021 году треть приходится на стриминговые сервисы Disney+, ESPN+ и Hulu. Да и в целом Disney+ показал в 2021 году обнадеживающие результаты по подписчикам: аудитория стриминга за 12 месяцев выросла с 94,9 до 129,8 млн человек (+36,7%).

История FAANG и примкнувшей к ним Tesla, как и множества менее известных «техов», — это история компаний, которые продают на бирже свое будущее. Для инвесторов долгие годы были неважны сумасшедшие мультипликаторы — их интересовали лишь темпы роста. И неудивительно, что, как только темпы роста начинают буксовать, инвесторы теряют благосклонность к бизнесу. Именно это произошло с Netflix, чьи показатели в последнее время выглядят не очень хорошо. А точнее, «хуже ожиданий», что по-настоящему страшно для переоцененной компании.

По итогам первого квартала 2022 года выручка Netflix выросла на 9,8% в годовом исчислении — до 7,87 млрд долларов, что оказалось ниже прогноза в 7,93 млрд долларов. Прибыль скорректировалась с 3,75 до 3,53 млрд долларов, правда, оказалась при этом выше прогноза на уровне 2,9 млрд долларов. Колебания чистой прибыли в данном случае связаны с расходами на создание контента: в прошлом году они были меньше из-за влияния пандемии на процесс киносъемок, поэтому и прибыль была повышенной, отмечает Михаил Денисламов, старший аналитик «Фридом Финанс». А тот факт, что сейчас показатель EPS (earnings per share, прибыль на акцию) существенно превзошел ожидания, указывает на способность компании эффективно управлять затратами в условиях инфляции, считает Денисламов.

В 2020 году и начале 2021-го Netflix и правда оказалась в весьма выгодной позиции: весь мир сидел дома и искал развлечений, что обеспечило стриминговым сервисам приток аудитории и денег. Тогда стримингам угрожало лишь одно: контент закончится. Для Netflix проблема не стояла так остро; у компании были заготовлены сериалы, и в целом библиотека у нее широкая. Поэтому сервис меньше ожидаемого тратил на съемки, зато хорошо зарабатывал: за первые шесть месяцев 2020 года на платформу пришло около 16 млн новых подписчиков, что было рекордным показателем для любого стримингового сервиса. Однако, как предупредила сама компания в 2020 году, это был разовый всплеск, повторить который Netflix больше не в силах.

Прощай, подписка

Акции Netflix падали в несколько этапов — после отчетности за четвертый квартал 2021 года (на 20%) и после отчетности за первый квартал 2022 года. В обоих случаях падение было связано с переоценкой краткосрочных и долгосрочных ожиданий инвесторов относительно роста числа подписчиков. Иначе говоря, всем стало ясно: так быстро, как прежде, аудитория сервиса расти уже не будет.

В январе этого года компания сообщила, что аудитория сервиса по итогам четвертого квартала 2021 года увеличилась до 221,84 млн подписчиков. Прирост по сравнению с предыдущим кварталом составил 8,28 млн — немногим хуже ожиданий. «Консенсус-прогноз предполагал прирост аудитории на 8,4 миллиона, — поясняет Михаил Денисламов. — Но главная неприятная неожиданность содержалась в гайденсе: на первый квартал компания спрогнозировала прирост числа подписчиков на 2,5 миллиона против консенсус-прогноза на уровне 5,8 миллиона».

При покупке акций инвесторы всегда закладывают ожидания на будущее, и в этом году большая часть этих ожиданий просто развеялась, поясняет Ксения Лапшина, аналитик ФГ «Финам». Несколько слабых квартальных отчетов — и вот уже акции торгуются в четыре раза дешевле, чем полгода назад.

Но дальше дела пошли еще хуже. По итогам первого квартала 2022 года аудитория Netflix неожиданно сократилась до 221,64 млн подписчиков. Снижение по сравнению с предыдущим кварталом составило 200 тыс. человек. Этого не ожидал никто: прогноз предполагал прирост аудитории на 2,73 млн. В довершение всего и на второй квартал компания прогнозировала снижение числа подписчиков на 2 млн против консенсус-прогноза — прирост на 2,6 млн, что тоже оказалось сильным негативным фактором. Из комментариев менеджмента понятно, что темпы привлечения новых подписчиков во всех географических сегментах недостаточно высоки.

Отчасти отток связан с уходом компании из России, в которой было 700 тыс. подписчиков. Впрочем, уверен Денисламов, уход сервиса из России практически не повлияет на выручку, потому что сервис — «по-настоящему транснациональная корпорация» и потери от ухода из РФ в контексте выручки незначительны и не превышают 0,3%. «Влияние на чистую прибыль рассчитать сложнее: неизвестно, какую часть расходов компания несла в России», — уточняет эксперт.

Однако Netflix теряет аудиторию и в других странах, в основном в США и Канаде. Так, на самом значимом рынке Северной Америки наблюдался отток платных подписчиков более чем на 600 тыс. человек. Кроме того, произошло сокращение числа пользователей в европейских и латиноамериканских регионах. При этом суммарный существенный отток удалось нивелировать за счет прироста пользователей в азиатских регионах более чем на миллион зрителей, говорит Эркен Кичибаев, аналитик «Открытие Инвестиции» по международному рынку акций. Он объясняет отток подписчиков спадом потребительской уверенности, растущей инфляцией по миру, а также неопределенностью в связи с геополитическими действиями. Напомним, в США базовый план стоит 10 долларов в месяц, а самый дорогой план — 20 долларов.

Но дело не только в том, что люди экономят. Похоже, они все чаще делают выбор в пользу конкурентов Netflix, которых уже довольно много и на глобальном, и на местных рынках.

«Netflix начинает сталкиваться с серьезной конкуренцией в лице других стриминговых сервисов, — подтверждает Кичибаев. — В первую очередь это YouTube, а также Hulu, Amazon Prime Video и Disney+».

Уход подписчиков повлек за собой не только падение акций, но и иск от инвесторов: инвестиционный фонд из Техаса подал в суд на Netflix, обвинив его в том, что он своевременно не сообщил о снижении числа подписчиков. Истцы требуют от Netflix возмещения убытков, которые они понесли из-за обвала котировок.

Netflix теряет аудиторию не только в России, но и в других странах, в основном в США и Канаде. Так, на самом значимом рынке Северной Америки наблюдался отток платных подписчиков более чем на 600 тыс. человек

Сдулся до адеквата

Есть еще один важный момент, подтачивающий бизнес Netflix изнутри: расходы, которые и так не помогают удержать аудиторию, очевидно, не по силам компании и не приносят должной отдачи. Чистый денежный поток Netflix хронически отрицательный, в положительную область он вышел лишь в том самом 2020 году, когда сервис экономил на производстве, и снова ушел в минус в 2021-м. В эпоху дорожающих денег и высокой инфляции это означает, что Netflix, рейтинг которого у Moody’s и так мусорный, будет все труднее изыскивать деньги.

Так что сейчас нет никаких оснований ожидать, что капитализация Netflix может снова приблизиться к прежним уровням: эти уровни были совершенно неадекватны.

«Причиной падения акций стали и достаточно высокие стоимостные мультипликаторы, которые предполагали более активный рост выручки и прибыли в будущем, — отмечает Михаил Денисламов. — Netflix оценивали как акцию роста, но когда рост не оправдывает ожиданий, мультипликаторы имеют свойство сильно сжиматься. В настоящее время форвардный P/E составляет 17,5х. Это рекордно низкое значение для акций Netflix». Считает, что стоимость акций и оценка компании по мультипликаторам были сильно раздуты, и Ксения Лапшина.

«Текущая оценка на уровне 18,5х по мультипликатору P/E (15 на момент подготовки материала. — “Эксперт”) выглядит намного лучше и намного более многообещающе, нежели оценка на уровне 60 осенью прошлого года. Однако если темпы роста выручки компании останутся вблизи текущих 10 процентов в год, вряд ли этим можно заинтересовать инвесторов. На рынке есть гораздо более интересные кейсы и компании, предлагающие рост бизнеса на 30 процентов и более», — подчеркивает аналитик.

Netflix по итогам 2022 года все еще ждет чистого прироста аудитории, то есть рассчитывает на возобновление роста числа подписчиков во втором полугодии. Впрочем, если ранее Netflix прогнозировала рост аудитории на 18 млн за 2022 год, то теперь ожидания сильно снижены: в компании ожидают 5,4 млн новых подписчиков за весь год. Во «Фридом Финанс» считают, что акции еще несколько месяцев будут находиться «в режиме ожидания», пока компания не сможет продемонстрировать возвращение аудитории к росту, но верят, что возвращение состоится. «Рынок стриминга все еще растущий рынок с многолетними перспективами. Если на Netflix подписаны 222 миллиона человек, то платформой YouTube пользуется более двух миллиардов. Другими словами, глобальный спрос на развлекательный видеоконтент все еще предоставляет возможности для роста бизнеса Netflix», — уверяет Михаил Денисламов.

Правда, эта аналогия вряд ли может говорить в пользу Netflix: у YouTube при двух миллиардах пользователей всего 50 млн платных подписчиков.

Сама Netflix уже начала принимать меры для удержания аудитории: планирует запустить новую подписку с показом рекламы, но по более низкой цене. По всей видимости, с такой же целью Netflix разрешила пользователям делиться своим аккаунтом с друзьями за символическую плату два-три доллара в месяц, чтобы решить проблему незаконной передачи паролей от аккаунтов другим лицам и привлечь еще хоть немного подписчиков.

В общем, единственная надежда акционеров Netflix сейчас на то, что сервис хотя бы сможет наращивать доходы. «Мы считаем, что Netflix останется лидирующей платформой потокового видео, с возможностью повышения цен на подписку, что позволит компании продолжить увеличивать выручку, несмотря на стагнацию или сокращение числа платящих пользователей», — говорит Эркен Кичибаев.

Но вряд ли это вернет акции Netflix на прежние вершины. В «Финаме» ожидают, что в ближайшие несколько месяцев акции будут оставаться под давлением: и рыночная конъюнктура, и состояние самой компании пока говорят не в пользу грядущего роста. «При улучшении рыночной обстановки можно будет ожидать умеренного роста акций, но не ранее чем к концу 2022 года или уже в 2023 году. При этом, конечно, речь не идет о возвращении к уровню 500–600 долларов», — заключает Ксения Лапшина.