Увы, чуда не произошло. Минфин США 25 мая ввел санкции против группы ГАЗ, на которые многократно давал отсрочку. Теперь с ГАЗом запрещено сотрудничать американскому бизнесу и американским бизнесменам. Это формально, а на практике запрет распространяется на все глобальные корпорации, имеющие филиалы в Штатах.
В том числе на VW. Концерн будет вынужден свернуть контрактную сборку на площадке ГАЗа, производившей Volkswagen Taos и Škoda моделей Octavia, Kodiaq и Karoq. В 2021 году там было собрано 52,4 тыс. машин. Группа ГАЗ лишится шасси Scania, использовавшихся для междугородных автобусов.
Однако куда критичнее перекрытие импорта комплектующих — в первую очередь дизелей Cummins. В последние годы на «Газели» ставили их точные копии Huadong ISF 2.8, собираемые на том же китайском конвейере. Но велик риск, что и этот двигатель перестанет быть доступным.
Как реагирует на это ГАЗ? Вводом в строй нового чугунно-литейного производства на запущенном в прошлом году Нижегородском литейном заводе. Отливки блоков, головок и других деталей (в частности, вентилируемых тормозных дисков) поступают на предприятия группы, в том числе на Ульяновский моторный завод. В перспективе это позволит наладить выпуск собственного дизеля для малотоннажных грузовиков, работы уже ведутся. Производство рассчитано на 60 тыс.тонн отливок в год, на нем занято 260 человек.
На самом ГАЗе уклоняются от комментариев (включая неофициальные: режим молчания на заводе беспрецедентный). Но уже заметно, что даже им, добившимся наибольших в отечественном автопроме успехов в импортозамещении, предстоит титанический труд по многим позициям. От цветного литья (с чем в постсоветской России традиционно очень плохо, за вычетом, может быть, КамАЗа) до многих позиций по трансмиссиям и шасси, критичных и с трудом заменимых пресловутым «поворотом на Восток», уже окрещенным в деловых кругах «пересадкой на китайскую иглу».