Двухсотмиллионный Пакистан, ядерная держава с массой внутренних противоречий, стремительно погружается в кризис, одновременно политический, экономический и террористический. По всей стране проходят многомиллионные марши оппозиции и кровавые столкновения с полицией, идут массовые аресты. В Карачи один за другим следуют теракты сепаратистов. Неспокойно и у талибов.
При этом в стране рекордная инфляция и нарастающая проблема дефицита продовольствия. Кроме того, перед властями стоит угроза дефолта по внешним долгам. Валютные резервы Пакистана сокращаются на 150 млн долларов еженедельно. Иных источников погашения обязательств нет. Переговоры с МВФ о дополнительном кредитовании на два миллиарда долларов закончились обязательством Исламабада сократить субсидии на топливо и электроэнергию. И новые ценники тут же вывели на улицы самые бедные слои населения, которые присоединились к «политическим» — сторонникам бывшего премьер-министра и главы партии «Техрик-и-Инсаф» Имрана Хана. Тот выдвинул ультиматум правительству, требуя распустить парламент и назначить досрочные выборы в начале июня. А затем начал «штурм столицы миллионами своих сторонников».
Имран Хан занимал пост премьер-министра более трех с половиной лет, пока в прошлом месяце не был смещен парламентом по итогам вотума недоверия. Как считает политик, его отстранение стало результатом сговора американских спецслужб с Шахбазом Шарифом, впоследствии сменившим Хана. Это случилось после официальной поездки в Москву в разгар международного кризиса.
Общенациональный оппозиционный марш в защиту Хана охватил огнем несколько провинций и на минувшей неделе достиг столицы. Сам политик драматически присоединился к своим сторонникам на вертолете, приземлившись в ста километрах к северо-западу от Исламабада. Правительство Пакистана развернуло армию в красной зоне, где расположены правительственные учреждения, и приготовилось к длительной обороне. Беспорядки в столице продолжаются.
Премьер-министру Шахбазу Шарифу пришлось создать переговорную группу для обсуждения мирного решения конфликта с партией «Движение за справедливость». Возможно, вскоре политикам придется отбиваться уже вместе.