Забудьте про Amazon!

Россияне не оставляют попыток делать заказы в зарубежных интернет-магазинах и онлайн-сервисах, несмотря на то что трудности подстерегают их на каждом шагу. Лучше пока от этого воздержаться

Несмотря на трудности, связанные с оплатой и логистикой, россияне не хотят полностью отказываться от зарубежных интернет-магазинов и сервисов
Читать на monocle.ru

Санкции, введенные против России странами ЕС и США, закрыли для россиян возможность напрямую заказывать товары в иностранных интернет-магазинах и оплачивать цифровые услуги. Однако любители зарубежного шопинга, игр и развлечений, а также мелкие предприниматели, чей бизнес связан с поставками товаров из-за границы, не думают сдаваться: сегодня они ищут альтернативные возможности для заказа товаров и использования зарубежных цифровых сервисов. Даже несмотря на то, что путь совершения покупки стал очень тернистым: покупатель сталкивается с трудностями на каждом этапе — в оплате, доставке, прохождении таможни, получении товара в России. Почти ежедневно список иностранных интернет-магазинов и сервисов, отказывающихся работать с россиянами, пополняется.

Те из российских потребителей, которые не могут сами разобраться в альтернативных схемах закупки товаров или цифровых услуг из ЕС и США, прибегают к помощи посредников. И лишь немногие переориентируются на внутренний или альтернативные рынки — Турцию, Китай, страны ЕАЭС. Но существующие на данный момент способы покупок в зарубежных интернет-магазинах дорогие, сложные и ненадежные. Риски есть даже при взаимодействии с крупными компаниями. «Все, что находится не в российской юрисдикции, сейчас как Бермудский треугольник. Нет никаких гарантий, что оплаченный товар, даже приобретенный до начала спецоперации, дойдет. Как защитить права потребителей в текущей ситуации, непонятно», — говорит сопредседатель Союза потребителей РФ по цифровой сфере и международным связям, юрист Алексей Койтов.

Финансовая карусель

Первая проблема, с которой сталкивается российский покупатель в онлайн-магазинах «недружественных» стран, — оплата товара или услуги. Казалось бы, надежное решение по оплате на иностранных платформах нашли достаточно быстро — выручила китайская платежная система UnionPay. До недавнего времени карту UnionPay было оформить не так просто, однако сейчас ее предлагают многие банки. При этом обойдется карта недешево: в Россельхозбанке выпуск UnionPay стоит от 7500 рублей, в Газпромбанке — 15 000 рублей, в МТС-банке — 10 000 рублей.

Однако по факту сервис UnionPay, предлагаемый российскими банками, и UnionPay для китайских пользователей — это две разные вещи. Российские карты работают не везде и не всегда. На популярных сервисах и в интернет-магазинах, например Amazon, Booking, eBay, Spotify, Netflix и других, карта работать не будет. А именно с этими сервисами имеет дело большинство потребителей. Поэтому им система UnionPay не подойдет.

На какое-то время спасением для многих стали американский проект Bankoff и другие похожие сервисы, где можно выпустить виртуальную карту Visa. Остановимся на Bankoff как на наиболее часто используемом. С февраля количество его пользователей из России стремительно росло. Из-за большого количества транзакций из России зачисление средств на виртуальные карты проходило с задержкой. Затем в мае Bankoff прекратил обслуживание пользователей. Растущая активность россиян привлекла к себе внимание Visa и Stripe (на базе которых выпускались карты), и платежные системы приостановили обслуживание карт Bankoff. Естественно, деньги со счетов никто не вернул.

Некоторые похожие сервисы предусмотрели такое развитие событий и после введения первых же санкций на деятельность Bankoff отказались пополнять карты для российских пользователей (например, US Unlocked, Wirex и другие).

Еще один пока работающий вариант — покупка предоплаченных виртуальных карт (EzzoCard, PayWithMoon, BitFree и другие). Карты выпускаются определенного номинала (например, на счету 5 или 1000 долларов), карту нельзя пополнять и средства с нее вывести не получится. Соответственно, если ее обладатель потратит не все средства, то они просто останутся на счету до окончания срока действия карты, а затем пропадут. Покупка обойдется недешево: на одном из сервисов, предлагающих виртуальные карты, на приобретение 100-долларовой карты понадобится более 10 000 рублей.

Кроме того, многие сервисы (например, Amazon) запрашивают данные, которые недоступны при операциях с виртуальной картой, — это может быть подтверждение по SMS или физический адрес в «недружественной» стране.

«Уровень доверия к виртуальным картам ниже, чем к обычным. Поэтому они принимаются к оплате не во всех зарубежных интернет-магазинах. Шанс успешной оплаты примерно 50 на 50», — рассказал руководитель проекта CDEK Forward, директор СДЭК США Овсеп Осипян.

Операции с криптовалютой тоже не панацея. Уже несколько крупных бирж, например Binance и Coinbase, не открывают новые счета для российских пользователей; не исключается и возможная блокировка счетов россиян. Кроме того, криптовалюту придется конвертировать — лишь немногие сервисы принимают ее к оплате. Для тех, кто не разбирается в криптовалюте, любая операция может стать непосильной задачей. Пока непосвященный человек будет разбираться в механизмах работы криптовалюты, большая часть доступных на данное время схем может оказаться нерабочей.

Открытие банковской карты в зарубежном банке — возможный вариант для тех, кто готов позволить себе путешествие в страну, где расположен банк. Для открытия счета теперь все чаще требуется личное присутствие клиента. Но и этот способ нельзя назвать простым. Так, Грузия, Турция и Армения уже ужесточили требования к открытию счетов для иностранцев. Многие банки просят предоставить местные документы, а иногда основания для открытия счета, например вид на жительство, трудовой или учебный договор. В разных странах, да и в разных банках, перечень документов для открытия счета варьируется; в отдельных случаях могут запрашиваться дополнительные сведения. Условия могут меняться буквально каждый день.

Странами, наиболее лояльными к россиянам в плане открытия счетов, остаются Казахстан, Узбекистан и Киргизия. Но чаще россияне оформляют банковскую карту в Казахстане. Несмотря на достаточно короткие сроки оформления карты — в некоторых случаях ее оформляют за день, — существуют определенные сложности. Например, в Казахстане для открытия счета понадобится казахстанский ИИН (индивидуальный идентификационный номер), который нужно оформить заранее, а также загранпаспорт со штампом о пересечении границы и местная сим-карта. Кроме того, для открытия счета нужны российский ИНН, СНИЛС, выписка с банковского счета в РФ за последние полгода.

Причины популярности банков Казахстана до конца непонятны, так как, например, перелет в Узбекистан обойдется россиянам дешевле, да и карту получить там проще (нужны временная регистрация, загранпаспорт и местная сим-карта). Впрочем, судя по отзывам россиян, качество обслуживания неоднородно. Так, в одном популярном узбекском банке клиенты из России столкнулись с очередями, нелояльным, мягко говоря, обслуживанием и отсутствием привычных сервисов (например, работающего онлайн-банкинга).

Кроме того, все каждый день меняется. Примерную динамику можно отследить по казахстанским банкам. С недавнего времени большинство банков в Казахстане прекратили оформление счета удаленно.

Уже с 25 мая местные СМИ сообщили об ужесточении требований для россиян, которые открывают счета. Теперь некоторые банки требуют миграционную карту, визу, вид на жительство, справку об учебе и трудовой договор. Финансовые организации опасаются введения западных санкций и заморозки всех счетов из-за наплыва россиян, поэтому и перестраховываются, однако пока не отказываются от обслуживания клиентов из России. Требования к открытию счета нужно уточнять в конкретном банке.

Притом открытие счета в зарубежном банке не дает никаких гарантий: его могут неожиданно закрыть. Например, в марте греческие банки, как сообщает российское посольство в Греции, приостановили обслуживание счетов россиян без предупреждения, письменного уведомления.

Есть сервисы, которые все еще предлагают удаленное открытие иностранного счета в банках стран СНГ. Но насколько эти сервисы надежны, никто не знает. Эксперты предупреждают, что, открывая счет удаленно и, соответственно, отдавая персональные данные в третьи руки, можно попасть на различные мошеннические схемы — как сейчас, так и в будущем.

Пополнение карт — отдельное приключение. На данный момент работают SWIFT-перевод не подпавших под санкции банков, платежные системы вроде KoronaPay и криптовалюта для некоторых сервисов. Россияне предупреждают в интернете, что иногда переводы идут больше двух недель.

Одним из вариантов с оплатой разных сервисов могут стать платежные сервисы, например PlatiMarket. Там можно оплатить подписки, купить предоплаченные карты или банковскую карту, открытую в странах СНГ. Однако администрация сервиса предупреждает, что сайт выступает посредником между покупателем и продавцом и никаких гарантий не дает. Российские пользователи платформы отмечают, что покупка там сродни лотерее: можно попасть на мошенников, а можно действительно получить услугу. Заранее распознать мошенника не представляется возможным.

И конечно, в ответ на рост интереса россиян к открытию счетов и возможным способам оплаты иностранных сервисов или покупок в зарубежных интернет-магазинах появились сайты-однодневки, телеграм-боты, предлагающие услуги помощи в оплате. Они исчезают так же неожиданно, как и появились, — с вашими деньгами.

Гарантии есть только внутри страны

Помимо международных нюансов следует учитывать и российское отношение к расчетам в иностранной валюте. Здесь ситуация также очень динамична.

Указ Президента РФ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувшим к ним иностранных государств и международных организаций» от 28 февраля 2022 года № 79 озадачил многих россиян, готовых к эпопее с иностранными счетами. Согласно документу, с 1 марта 2022 года зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, запрещены.

Однако уже 16 мая ситуация с переводами поменялась. На данный момент Банк России разрешает россиянам и нерезидентам из «дружественных» стран переводить средства со своего счета в российском банке на свой иностранный счет или на счет другого физического лица — но не более 50 тыс. долларов или эквивалентной суммы в другой иностранной валюте. Когда был открыт иностранный счет, теперь не имеет значения, хотя чуть ранее Минфин сообщал об ограничении. При этом следует помнить, что в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» после открытия иностранного счета физическое лицо обязано в течение месяца уведомить ФНС об открытии иностранного счета.

«В случае, например, с казахстанскими банками можно перевести деньги в тенге, а затем конвертировать в доллары или евро, в том числе для оплаты покупок в зарубежных интернет-магазинах, — поясняет руководитель Общества защиты прав потребителей финансовых услуг “Финпотребсоюз” Игорь Костиков. — Однако следует помнить: все, что находится в иностранной юрисдикции, идет без гарантий. Еще вчера “дружественная” страна может завтра попасть в список “недружественных”. Юридические гарантии для россиян есть только на территории Российской Федерации».

Оплатил не значит купил

Многие оплаченные еще до спецоперации товары из зарубежных интернет-магазинов до сих пор едут к владельцам. В службе поддержки крупных иностранных ретейлеров, например ASOS, eBay или Amazon, сообщается, что в данный момент доставка в РФ невозможна, доставка уже оплаченных и отправленных товаров может задерживаться. «Проблемы со многими заказами, в том числе сделанными до спецоперации, пока не решены. Площадки, с которыми возникли неувязки и к которым обращались затем потребители, например магазин ASOS, дают формальные ответы о “временных трудностях”. Это касается и недоставленных товаров, и возврата», — говорит Алексей Койтов.

Россияне сталкиваются с проблемами при попытке вернуть свои деньги. Причем затруднен и возврат средств на карты банков, которые не подпали под санкции. Иногда средства возвращают, а иногда нет — алгоритм непонятен.

Даже механизм чарджбэк (chargeback, отмена операции оплаты), запущенный российским банком, работает не всегда. Конечно, он применим только в банках, не подпавших под санкции.

«Потребитель может подать в суд на зарубежный интернет-магазин, но судебное извещение на иностранную компанию пойдет по дипломатическим каналам. А это может занять около девяти месяцев», — поясняет г-н Койтов. Не стоит также забывать, что в каждой стране есть свои юридические особенности.

В любом случае, делая заказы, через посредников или без них, нужно учитывать, что частному лицу не рекомендуется заказывать больше трех одинаковых товаров, порог беспошлинного ввоза — до 1000 евро в одной посылке (посылка не должна весить более 31 килограмма), стоимость одного товара повседневного пользования не должна превышать 300 евро (одежда, обувь, игрушки и т. д.), товара из категории «электроника» — 750 евро. Из-за последних санкций нельзя заказать некоторые категории товаров независимо от их стоимости — например, ковры (даже коврики для ванной), посуду из фарфора. Из США нельзя заказывать косметику, парфюмерию, сумки, коллекционные предметы и многие другие товары. Как уточнили в компании Boxberry, список запрещенных к вывозу товаров открытый — он может изменяться по мере поступления новых ограничений.

«Товар может быть определен по-разному: допустим, сумка — “изделие из кожи” или “аксессуар”. От этого зависит код, который ей присваивается. При этом мы можем присвоить этой сумке один код, а таможня — другой и запретить ее вывоз, — отмечает г-н Осипян. — Или, например, случается так, что покупатель из России купил товар на распродаже, сумма покупки не превышала 100 долларов, а когда товар доехал до таможни, распродажа закончилась, и он уже оценивается по первоначальной стоимости, скажем 1000 долларов. Таможенники проверяют его стоимость на сайте магазина».

Сегодня даже крупная компания может столкнуться с трудностями в доставке. Посылка может зависнуть на иностранной таможне, на российской таможне, поэтому сроки доставки сильно увеличиваются, а вернуть не подошедший товар будет практически непосильной задачей. «Главная сложность заключается в том, что в текущих реалиях отсутствуют полностью отлаженные схемы доставки. Перевозчику практически ежедневно приходится их корректировать в соответствии с меняющимися условиями — ограничениями, послаблениями, маршрутами, таможенным контролем и тому подобным, — уточняет директор по продажам компании “Курьер Сервис Экспресс” Сергей Волчков. — Надеяться на чудо не приходится, свой заказ покупатель может ждать от трех недель до полутора-двух месяцев».

В текущих реалиях отсутствуют полностью отлаженные схемы доставки товаров из-за границы. Перевозчику практически ежедневно приходится их корректировать в соответствии с меняющимися условиями

Сервис для сервиса

Неудивительно, что на фоне последних событий резко возросла популярность сайтов-посредников для покупок в зарубежных интернет-магазинах. Они и раньше пользовались спросом, так как для многих покупок, например в американских магазинах, был нужен физический адрес в США или хотя бы наличие американского почтового ящика.

Услуги по предоставлению физического адреса предоставляют сервисы mail-forwarding. Такие сервисы, как, например, «Бандеролька» и LiteMF, помогают на всех этапах покупки: оплата (причем в рублях), доставка, предоставление физического адреса, если это необходимо. Судя по отзывам пользователей сервисов, работает все не так гладко, как заявлено: товары часто зависают на иностранной таможне с маркером «проверка». В службе поддержки разводят руками: мол, что вы хотите, такая сейчас ситуация — придет товар или нет, никто не знает.

Как правило, схема покупки через mail-forwarding выглядит следующим образом: покупатель выбирает товар на сайте зарубежного интернет-магазина, оставляет заявку, получает реквизиты посредника, куда переводит деньги за выбранный товар, а тот, в свою очередь, выкупает его и отправляет в Россию. «Сервисы берут комиссию за услугу — в среднем она оставляет 10 процентов от стоимости заказа. Кроме того, может взиматься и скрытая комиссия на разницу курсов, а доставка оплачивается отдельно», — рассказывает Сергей Волчков.

Недавно крупные российские компании решили открыть свои сервисы по доставке зарубежных товаров — CDEK.Shopping и Boxberry. При этом у СДЭК с конца 2019 года есть и другой сервис по покупкам за рубежом — CDEK.Forward; в отличие от CDEK.Shopping, сервис работает не как магазин, а как посредник между покупателем и зарубежным интернет-магазином. Независимо от того, как используется сервис — как интернет-магазин или посредник, — работает это примерно одинаково. Разница в том, что интернет-магазин берет на себя больше обязательств, например решает задачи с таможней и ведет споры с иностранными байерами. Общая схема устроена так: специальный человек, байер, закупает товар в зарубежном магазине, товар отправляется на местный склад СДЭК, а затем уже в Россию, иногда через третьи страны, в том числе входящие в СНГ. Судя по отзывам, подобные сервисы и раньше работали небезупречно. Стоит быть готовым к долгим переговорам с техподдержкой и продавцами. Например, пользователи CDEK.Forward отмечают, что оформление и оплата проходят быстро, а вот со сроками доставки были проблемы еще до 2022 года.

Что касается нового сервиса CDEK.Shopping, то на этой платформе можно заказать зарубежные товары — в компании пообещали взять на себя все проблемы с таможней, логистикой. Основным конкурентным преимуществом представители сервиса называют низкие цены. Заявлена доставка из 11 стран (каких именно, в компании не уточнили; на сайте доступны товары из ОАЭ и США). Насколько хорошо будет работать эта платформа, пока судить рано.

В марте компания Boxberry запустила сервис «Помощь с покупкой» для покупок из онлайн-магазинов. На данный момент Boxberry работает с магазинами в США и странах ЕС по той же схеме — через байеров.

«Наши байеры самостоятельно выкупают товары с помощью международных систем оплаты. Для этого покупателю нужно заполнить заявку на выкуп на сайте BXBox: собрать корзину в интернет-магазине, если выкуп только из одного магазина, или прислать ссылки на конкретные товары, если выкуп планируется из разных магазинов», — объяснила руководитель проекта BXBox Алина Зорина.

Далее тот же байер проверяет товары на возможность ввоза в РФ на день заказа. После утверждения заказа российский пользователь оплачивает его российской картой, товар доставляют на склад BXBox, а затем отправляют в Россию — в отделение Boxberry или курьером к получателю. Компания обещает доставку от 16 до 18 дней.

С байерами работает и Ozon.Global. Заказать товар можно из Китая, стран Европы, Белоруссии, Турции, Казахстана, Кореи, Великобритании, США, Таиланда и других стран. Доставка — теми же СДЭК или Boxberry International, а также Почтой России. По отзывам пользователей, многие вопросы приходится решать напрямую с продавцом, отмечаются долгая доставка товара, трудности с возвратом. Маркетплейс участвует в разрешении споров с продавцом, но затянуться это может надолго.

Помимо уже давно работающих сервисов и компаний, появляются и новые; иногда это мошеннические сайты, которые не собираются ничего доставлять. «Работающие сервисы могут подать на банкротство. Если компания недобросовестная, ей проще обанкротиться, чем возвращать всем деньги за недоставленный товар. Часто это дешевле, чем выплачивать компенсации за покупки, — отметил г-н Койтов. — Провести чистую процедуру банкротства стоит меньше миллиона рублей».

Впрочем, банкротства случались и до всяких санкций. Печальным примером стала компания Dostami.ru (также известная как Bay.ru). В конце 2014 года этот популярный сервис по доставке товаров из США, российский партнер eBay, прекратил свое существование. Если по каким-то причинам eBay не мог выполнить доставку в РФ, товар отправлялся на склад Dostami в Чикаго, а затем в Россию. Сервисом пользовались более миллиона человек. Затем осенью 2014 года появились проблемы с доставкой в Россию и сообщения о технических неполадках. Оказалось, что уже с июля 2014 года компания запустила процесс ликвидации. В конце того же года она была закрыта.

Так кому доверить покупки в зарубежных интернет-магазинах? Получается, что никому. Никто не даст никаких гарантий. Защитить свои права юридически будет очень сложно. Юристы рекомендуют не связываться ни с какими денежными операциями, проводимыми не в российской юрисдикции. Можно найти альтернативу товару на российском рынке, подождать, когда будет организован параллельный импорт, но отказаться от пользования зарубежными сервисами. «В конце концов ситуация начнет меняться, и стоит подождать, когда появятся надежные отработанные схемы покупок зарубежных товаров», — считает управляющий партнер бизнес-правовой компании «Янг Консалт» Магомед Янгулби.