Дополнительное образование становится цифровым

Чтобы быть успешным человеком в современном мире, нужно постоянно совершенствоваться. Появляются новые тренды, профессии. При этом обучение уже немыслимо без цифровых технологий. О том, как изменилось сегодня дополнительное образование, «Эксперту» рассказала доцент, доктор экономических наук, декан факультета дополнительного профессионального образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» Александра Мельниченко.

декан факультета дополнительного профессионального образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» Александра Мельниченко
Читать на monocle.ru

— Почему так важно получать дополнительное образование? Чем вы привлекаете слушателей?

— Сегодня без глубоких теоретических знаний и серьезных компетенций специалист просто не сможет работать. Это связано и с профессиональными стандартами, где требования подробно описаны, и с внедрением технологий, инновациями и изменениями в бизнесе. Обучение мы осуществляем практико-ориентированное: факультет разрабатывает программы по запросам предприятий и совместно с ними. Активная работа также проводится с центрами занятости населения по анализу ранка труда.

Наши слушатели имеют возможность получить современные и востребованные профессии, новые квалификации и компетенции. Возраст не важен: слушателями являются студенты, профессионалы, граждане предпенсионного возраста… Мы реализуем программы и технических, и гуманитарных направлений, они становятся все более востребованными: с 2017 по 2022 год число слушателей выросло до 4500 человек.

Мы участвуем в государственных проектах: в 2021 году завершен федеральный проект «Новые возможности для каждого», и в его рамках мы показали стопроцентную обучаемость выпускников. Реализуем федеральный проект «Содействие занятости». В его рамках мы решаем задачи на уровне государства: занятость населения, трудоустройство и сохранение рабочих мест.

— Сегодня образование в той или иной степени уже перешло в «цифру». Как это отразилось на программах ДПО?

— Мы уделяем огромное внимание цифровизации. Например, цифровые реальности уже являются предметом изучения и средством обучения.

Переход в «цифру» я включаю в число наиболее важных достижений факультета. Как это ни парадоксально, но до 2017 года полноценного «цифрового» формата дополнительного образования в ГУАП не было. Мы сформировали программы и дистанционные курсы, решив вывести из процесса получения знаний людей, не имеющих отношения к преподаванию, менторству и кураторству. Этапы зачисления, оплаты и заключения договоров были полностью автоматизированы.

Сегодня в России эта задача в полной мере еще не решена, так как это сложный и затратный вопрос, но научные разработки в нашем вузе ведутся как одно из направлений деятельности после образовательной. Мы используем моделирование, визуализацию процессов. Так, благодаря изучению цифровых реальностей (термин обобщает виртуальную, смешанную, дополненную и другие реальности) мы способствуем развитию новой экономики и таких секторов, как киберэкономика, экологическая сфера, креативная экономика.

В числе примеров реализованных проектов — интерактивные 3D-модели установок нефтеперерабатывающих производств, интерактивная 2/3D-визуализация моделей сложных нефтегазовых комплексов с геоокружением.