Опираясь на природные ресурсы и грамотное управление, Иркутская область готовится собрать инвестиционный портфель на два триллиона рублей
Иркутская область — регион, известный своим туристическим потенциалом. Но это также территория, где располагаются крупнейшие лесоперерабатывающие предприятия, самый современный алюминиевый завод. Здесь запускают серийное производство российского пассажирского самолета нового поколения, крупнейший в мире целлюлозно-картонный комбинат и первый в Восточной̆ Сибири завод полимеров.
Иркутск — важный транспортный узел на пути на Дальний Восток и в страны Азии. И сейчас, когда в новых экономических условиях идет масштабная переориентация на Восток, это становится важнейшим конкурентным преимуществом региона, считает губернатор Иркутской области Игорь Кобзев: «Мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним, искать новых партнеров и альтернативные логистические цепочки. А для этого необходимы новые транспортно-логистические центры, сухие порты».
Приангарье тесно сотрудничает с Монголией, Китаем, Кореей и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Только за последний год предприятия Иркутской области увеличили объемы экспорта на 40%, и большая часть соглашений — договоры с восточными соседями: «Все эти наработки и контакты — хороший плацдарм для инвесторов, готовых завоевать восточные рынки», — уверен губернатор.
По итогам 2021 года Иркутская область увеличила инвестиции в основной капитал на 21% до 527,4 млрд рублей, поднявшись по сравнению с предыдущим годом с 10-го на 9-е место среди регионов России.
В Приангарье реализуется 180 средних и крупных проектов общей стоимостью свыше 2 трлн рублей. Налоговую отдачу ждут соответствующую: плюс 2 трлн рублей в бюджеты всех уровней за период до 2036 года. «Планируется создать 40 тысяч новых рабочих мест», — подчеркивает Игорь Кобзев.
Ряд проектов имеет стратегическое значение не только для экономики региона, но и для всей страны. Среди них строительство газохимического комплекса в Усть-Куте, алюминиевых заводов в Тайшетском районе, создание картонного производства в Усть-Илимске, горно-обогатительных комбинатов на базе золоторудных месторождений в Бодайбинском районе, освоение крупнейшего в России месторождения золота Сухой Лог.
«В стратегии социально-экономического развития поставлена амбициозная цель — перешагнуть к 2036 году рубеж в триллион рублей по объему инвестиций в основной капитал. Поэтому мы пересматриваем инвестиционную политику, чтобы сделать регион еще привлекательнее для инвесторов», — рассказывает глава Приангарья.
Как поясняет Игорь Кобзев, Иркутская область делает ставку на пакетные решения: когда инвестор получает налоговые льготы, преференции в виде, например, компенсации регионом затрат на создание объектов инфраструктуры, доступ к «дешевым» деньгам благодаря институтам развития, а вкупе с научно-образовательным центром «Байкал» еще и партнеров, которые предоставят научные разработки.
И речь идет не только о создании новых производств. Правительство региона нацелено на масштабную модернизацию промышленного комплекса Приангарья. «Мы докапитализировали Фонд развития промышленности Иркутской области, где предприниматели могут получить заем всего под один‒три процента годовых», — подчеркивает Игорь Кобзев.
Все это логичное продолжение работы по региональной программе импортозамещения. В Иркутске уже производят музыкальное оборудование, лекарства, тест-полоски для глюкометров, комплектующие для МС-21. Планируется модернизация завода дражного оборудования и компании — производителя стройматериалов из полистиролбетона.
Комплексный подход используется также в ТОСЭР и особой экономической зоне.
В Иркутской области созданы четыре ТОСЭР: «Усолье-Сибирское», «Саянск», «Черемхово» и «Тулун». За время их существования резидентами создано более тысячи новых рабочих мест, привлечено около 1,5 млрд рублей инвестиций.
Инвесторы могут также выбрать готовый участок в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Кроме налоговых льгот ее резиденты получают землю с готовой инфраструктурой. Весной в ОЭЗ пришли четыре новых резидента, буквально на днях к ним присоединились еще трое, и общее их количество достигло 15.
Сейчас ведется работа по расширению границ ОЭЗ. Эту территорию намерены «осваивать» комплексно: создан мастер-план развития Байкальска и Кругобайкальской железной дороги.
Преображение ждет и другие важные туристические точки региона. Совместно с корпорацией «Туризм.РФ» разрабатываются мастер-планы развития острова Ольхон и дороги до Листвянки — ближайшего к Иркутску выхода к Байкалу. Подготовлены планы развития Большого Голоустного, идет работа по формированию туристического кода и благоустройству центра города Иркутска.
«Мы выстраиваем сопровождение инвестпроекта так, чтобы на каждом этапе инвестор видел заинтересованность региона в реализации перспективных идей. Для этого работает Корпорация развития Иркутской области, специалисты которой дают первоначальную оценку инвестпроекту, при необходимости помогают его доработать и, конечно, воплотить в жизнь», — говорит Игорь Кобзев.